Проповедь в среду 1-ой седмицы Великого поста

Проповедь в среду 1-ой седмицы Великого поста.

Иеромонах Николай (Летуновский).

Великое повечерие. 4 марта 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления, Сам сия, спасе, яко Бог даруй». Такие слова, дорогие братья и сёстры, мы сегодня слышали в одном из тропарей канона преподобного Андрея. И в них мы видим самих себя. Потому что видим свои грехи, но не умеем их правильно Богу исповедовать и каяться в них. Не имеем слёз покаяния о своих собственных грехах.

А иные, приходя на исповедь, говорят: «Батюшка, грешен! Ну что, все грешные, и я грешен». И говорят это даже как будто с какой-то гордостью, а не с сожалением, не понимая, что грех – это смертельная болезнь для души. Но о грехах нам необходимо не только плакать, но необходимо из своей жизни исправлять. И преподобный Андрей говорит, «ни слёз, ни покаяния не имею».

Нет у нас покаяния, дорогие братья и сёстры, в собственных грехах. Покаяния того самого, настоящего, истинного, которое и должно быть. Покаяния, которое заключается в невозвращении к тем грехам, которые исповедуем Богу. Покаяния, которое заключается в изменении своего собственного ума, в изменении себя, в том, как мы относимся к людям, в том, как мы говорим, в том, как мы делаем.

Нет у нас и умиления, говорит преподобный Андрей. Умиление ­– это такое умиротворённое, благодатное состояние человеческой души, когда оно изливается на остальных людей. И такого в нашей жизни, дорогие братья и сёстры, к сожалению, нет. А если и удаётся нам стяжать на какое-то короткое время такое состояние, то с лёгкостью его растрачиваем и теряем. Как только что-то идёт не так, как нам кажется, как только кто-то внешний со стороны что-то сделает не то или спросит не то, или в нашей жизни появится какое-то искушение, то мы с раздражительностью, со злобой обращаемся к человеку. Какое же умиление есть у нас? Да никакого. Но, видя всё это в себе самих, подобно преподобному Андрею, мы произносим эти слова «Но сам вся сия, (то есть всё это), Спасе даруй мне».

Всё это мы просим от Бога. Потому что видим, как наших собственных сил для изменения недостаточно. Всё это мы просим от Бога, потому что этого в нашей собственной жизни нет. Но мы бы очень хотели, чтобы она была наполнена тем, о чём и пишет преподобный Андрей: слезами, покаянием и умилением.

Аминь.

Comments are closed.