Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде.
Иеромонах Николай (Летуновский).
Литургия. 23 февраля 2020 г.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
В нынешний воскресный день, дорогие братья и сёстры, Святая Церковь напоминает нам о том периоде, который будет в жизни каждого человека – последнем и Страшном Суде, который будет совершать Бог над всеми нами. Святая Церковь напоминает нам об этом для того, чтобы мы имели возможность к этому подготовиться.
Некогда созданный по образу и по подобию Божиему человек, уклонившись в грех, стал этот грех многократно приумножать и распространять. Но Бог, желая спасения каждому, положит предел распространению грехов. Настанет тот момент, когда Бог распространение греха остановит. И тогда будет, как говорил апостол Иоанн Богослов, новое небо и новая земля. (Откр. 21,1) И тогда человек будет жить уже по другим законам, не по законам падшего человеческого естества, но по законам Божиим.
Сейчас мы в своей жизни наблюдаем, как мы постоянно стремясь к Богу и прилагая для этого усилия, тем не менее, всё время уклоняемся в грех. Как грех побеждает нас, как грех окружает нас со всех сторон. Но Бог показывает нам, что мы в своей жизни грех можем победить. И к тому моменту, когда мы встретимся с Ним, можем подготовиться.
И сегодняшнее евангельское чтение нам рассказывает о том, как и будет проходить этот Страшный и последний Суд над всеми людьми. Сам Спаситель рассказывает эту притчу, и говорит, что, когда придёт Бог во славе со всеми святыми ангелами, для того чтобы судить людей, то подобно пастуху, поставит одних по правую руку от себя, а других по левую руку от себя. И тем, которые по правую руку, скажет: «Придите, благословенные отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что я хотел есть, и вы накормили меня. Я хотел пить, и вы напоили меня. Я был наг, и вы одели меня. Я был странником, и вы приютили меня. Я был болен и в темнице, и вы посетили меня». (Мф. 25,31-36)
И тогда все те праведники, которые окажутся по правую руку от Спасителя, скажут ему: «Господи, когда же мы видели тебя голодным и накормили, или хотящим пить, и напоили? Или нагим и одели, или странником и приютили? Или в больнице, или в заключении и посетили тебя?» И тогда Он ответит им: «Поскольку вы это сделали одному из малых сих, сделали самому Мне». (Мф. 25,37-40)
А к тем, кто стоит по левую руку, обратит страшные и жёсткие слова и скажет им: «Идите от меня, проклятые, в огнь вечный, который уготован дьяволу и его ангелам. Потому что я хотел есть, и вы не накормили меня, я хотел пить, и вы не напоили меня, я был наг, и вы не одели меня, я был странником, и вы не приютили меня, я был болен и в заключении, и вы не посетили меня». (Мф. 25,41-43)
И тогда все те, кто окажется по левую руку, точно так же, как и праведники справа, в недоумении спросят его: «Господи, когда же мы видели тебя алчущим или жаждущим, или нагим или странником, или больным или в темнице и не послужили тебе?» И Он ответит им: «Поскольку вы не сделали этого для одного из малых сих, мне самому не сделали». И заканчивается евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, словами о том, что первые пойдут в жизнь вечную, а последние пойдут в муку вечную. (Мф. 25,44-46)
Всё это Спаситель говорит нам с вами для того, чтобы нас предупредить, и сказать нам, что наше спасение, дорогие братья и сёстры, совершается только через служение близким. Наше спасение в наших собственных руках. Но как трудно нам обратить внимание на человека, который находится рядом с нами. Как легко нам остаться равнодушными, как легко нам пройти мимо, как легко нам с нашим окамененным сердцем не послужить тому, кто нуждается в нашей помощи. А Бог призывает нас к тому, чтобы мы не были равнодушны. К тому, чтобы мы спросили себя: «А почему в твоей жизни такое чёрствое сердце? Почему ты не видишь боль, страдание, нужду того, кто рядом с тобой? Почему ты проходишь мимо него? Почему ты отворачиваешься от него? Неужели ты в нём не видишь самого Меня?»
Это страшный укор, дорогие друзья, всем нам. Потому что с лёгкостью мы делаем доброе и благое по отношению к тем, кто нам мил и дорог, по отношению к тем, от кого мы ждём и надеемся получить нечто взамен. И как тяжело нам делать что-то доброе по отношению к тому, кто нам не мил. По отношению к тому, кто в нашей жизни как заноза, кто постоянно причиняет нам боль. И мы знаем, что он причинял и будет причинять. Как тяжело нам в этом человеке увидеть нуждающегося Христа.
Но Бог призывает нас к тому, чтобы мы своё сердце смягчили. Чтобы в страдающем, нуждающемся человеке мы видели самого Бога. Он призывает нас к этому и предупреждает нас. И говорит нам о том, какая участь ждёт нас, если мы не будем поступать так. Если мы не поймём, что наше спасение находится рядом с нами: в человеке, который ждёт от нас помощи, в человеке, который ждёт от нас поддержки.
И наша поддержка, дорогие братья и сёстры, должна выражаться не только в каком-то материальном эквиваленте, но и можем просто по отношению к тем, кто рядом с нами, быть добрыми. Мы можем по отношению к тем, кто рядом с нами, быть сострадательными. По отношению к тем, кто рядом с нами, мы можем быть чуткими. Мы можем им дарить не только нечто материальное – мы можем им дарить частичку своего сердца. Мы можем им дарить своё свободное время, мы можем им дарить улыбку нашего лица. И именно это будет для человека поддержкой. Именно это для него будет укреплением.
Но как тяжело нам заставить себя поступать так. Сам Христос говорит нам о том, что если мы не будем милосердны, то и наш Небесный Отец по отношению к нам милосердным не будет. (Лк. 6,31-36) Напрасно мы тогда просим у Него милости, напрасно мы просим у Него, чтобы Он был к нам милостив, если мы сами в нашей собственной жизни не можем быть милостивыми к человеку, который рядом с нами. «Суд без милости не сотворившему милость», – читаем в другом месте Священного Писания. (Иак. 2,13) И эти слова должны мы, дорогие друзья, помнить. Помнить и понимать, что всех нас ждёт. Помнить и понимать, что в нашей жизни есть время для покаяния и изменения себя.
Святая Церковь напоминает нам о том, как закончится жизнь этого мира не только для того, чтобы нас предупредить или напугать. Она напоминает нам об этом для того, чтобы нам сказать: изменись, изменись сейчас, пока в твоей жизни есть здоровье, пока в твоей жизни есть свободное время, пока в твоей жизни есть благоприятные для этого обстоятельства, которые тебе посылает Бог. Именно об этом сегодняшний день и об этом сегодняшнее евангельское чтение.
Постараемся услышать эти слова Священного Писания. Постараемся сделать так, чтобы наша жизнь была жизнью христианской не по названию, а по своей сути. Чтобы мы, наконец, понуждали себя и видели в человеке, который находится рядом с нами, страдающего и нуждающегося Бога. И, когда мы это увидим, то тогда мы поймём, как легко и просто нам в своей жизни спасение получить. Оно рядом с нами – на расстоянии вытянутой руки. Только мы не хотим свою руку к нему протянуть. Мы не хотим приложить усилие для того, чтобы это спасение для себя приобрести.
Дай Бог нам измениться. Дай Бог нам, понимая нашу немощь, наше несовершенство, нашу склонность ко греху, менять себя. И для этого, наступающее время святого Великого поста, время самое благоприятное. Для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Для того, чтобы соразмерить свою жизнь с учением Священного Писания и с традицией Святой Церкви. Для того, чтобы увидеть в себе недостатки, поменять их. Во всём этом просим помощи и укрепления от Бога, слава Которому во веки веков.
Comments are closed.