Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице.
Иеромонах Николай.
21 июля 2019 г.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
…Хотим ли мы, чтобы с нами был Христос? – спрашиваем мы себя, и, конечно, говорим в ответ: да.
Именно для этого мы и принимаем духовный труд, именно для этого мы и боремся с грехом, обращаемся к Богу с просьбами, и каждый молится ему о своём. Но хотим ли мы принять Бога таким, какой Он есть, или мы хотим, чтобы Он был лишь исполнителем наших просьб? Ищем ли мы в своей жизни воли Божией или воли своей – человеческой, или, может быть, воли дьявольской? Об этом сегодняшнее евангельское повествование, которое мы с вами слышали.
Жители Гергесинской страны единодушно все вместе выходят навстречу Христу и просят Его об одном, чтобы Он ушёл от них. Что же так их смутило? А огорчило их то, что они потеряли свою прибыль. Господь, придя в эту землю, исцелил двух бесноватых людей, которые очень мешали жителям этой страны. Никто не смел проходить рядом с тем местом, где они жили. И своим поведением, и своей неадекватностью они всячески досаждали местным жителям. И Господь исцеляет их и повелевает, чтобы бесы, которые находились в них вышли и поселились в свиное стадо, которое паслось невдалеке. И тотчас это свиное стадо с крутизны бросилось в море и утопло. Пастухи, которые пасли его, пошли в город для того, чтобы рассказать, что произошло. И вот все выходят и просят, чтобы Христос от них ушёл.
Неужели желание собственной выгоды для них больше, чем боязнь зла? Чем боязнь этих бесноватых, которые им всячески досаждали? Оказывается больше. Вопреки Моисееву закону, который запрещал вкушать иудеям свинину, жители этой страны, тем не менее, содержали свиное стадо.
Большинство толкователей Священного Писания думают, что всё-таки их мясо они не ели, но продавали язычникам и от этого получали хорошую прибыль, и от этого жили. Неужели они не слышали о чудесах Христовых, неужели они не слышали о проповеди Его Царства, проповеди любви, мира, жизни вечной? Конечно, слышали, но желание корысти и собственной выгоды для них стоит на первом месте. Господь показывает им, что всякое зло происходит из-за уклонения от Закона Божьего. Вот таким видимым образом, когда свиное стадо падает и утопает в море, Господь показывает им,
что любое уклонение от Заповедей Божьих есть грех. И ставит их перед выбором, выбрать им в своей жизни зло или выбрать добро, которое приведёт к спасению их души. Но все жители в своём решении единодушны, они хотят, чтобы Христос вместе с ними не был.
Сегодняшний евангельский отрывок наталкивает нас на размышления и о самих себе и о нашей жизни, и о нашем выборе, о том, что мы предпочитаем, что мы любим, к чему мы стремимся, какую волю мы преследуем. Очень тяжело жить человеку вместе с Богом, потому что грех, который гнездится в душе каждого человека, нуждается в том, что бы его ограничивали. Нуждается в том, чтобы мы размышляли о том, как мы поступаем, что мы говорим, всякий раз сдерживая себя, не уклоняясь во зло.
Жить с Богом – это большой труд. Жить с Богом – это постоянное самоограничение. Но Господь призывает нас именно к такой жизни, к жизни вместе с Ним. А жизнь вместе с Ним – это не искание своего собственного я, это не искание того, что мне нужно и что мне выгодно. Это искание жизни по заповедям. Это стремление жить в любви. Это стремление к Богу, которое выражается в том, что мы видим Его образ в находящемся рядом с нами человеке. И для каждого человека это большой труд. И каждый из нас, подобно жителям этой Гергесинской земли всякий раз стоит перед выбором – выбрать что-то своё, что-то для себя, что-то, что мне удобно, что-то что мне выгодно, или мне выбрать Бога, жить с которым здесь на земле неудобно и не комфортно. Потому что всякий живущий с Ним, для мира сего является как бы изгоем. Он чужд того, что процветает в этом мире. Он чужд греха, он чужд зла.
Евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, наводит нас не только на мысли о собственной жизни, но и говорит нам о том, что мы к Богу должны постоянно обращаться и молиться Ему, чтобы Он дал нам силы. Дал нам силы всякий раз, когда мы стоим перед выбором, делать этот выбор правильно. Чтобы всякий раз, когда мы можем сделать что-то благое и доброе, выбирать именно это. Чтобы когда Бог оказывается рядом с нами, подобно жителям Гергесинской земли, своими словами, своими поступками, своей жизнью не сказать Ему, – Господи, уйди от нас, нам с Тобой не комфортно, нам удобнее жить без Тебя.
Дай Бог, чтобы наша жизнь не была такой. Дай Бог, чтобы наша жизнь была жизнью осознанной верующего человека. Чтобы то знание, те примеры, которые мы в Священном Писании видим, они изменяли нашу жизнь. Чтобы под их влиянием мы становились лучше…
Comments are closed.