Проповедь в Лазареву субботу. Литургия.

Иеромонах Николай (Летуновский)
Проповедь в Лазареву субботу.
Литургия. 11 апреля 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры с памятью праведного четверодневного Лазаря! Сегодняшним днём, а точнее, вчерашним днём заканчивается Великий пост, который и готовил нас весь этот период к тому, чтобы мы правильно с должным духовным настроем встретили дни Страстной седмицы. Дни, в каждый из которых вспоминаются отдельные события, предшествовавшие кончине Господа и нашего Спасителя. И вместе со всей Церковью на грядущей неделе мы будем вспоминать и переживать Его предательство, Его осуждение, Его смерть, и Его славное Воскресение.

Но сегодня мы вспоминаем чудо, которое Господь совершил накануне перед тем, как прийти в Иерусалим. И об этом чуде мы сегодня слышали в евангельском чтении. Нам рассказывается о том, что один из Христовых друзей по имени Лазарь внезапно заболел. (Ин. 11,1-2) На самом деле у Христа не так много было друзей. И те люди, о которых евангелисты говорят, что они друзья Христовы, были для Господа особенно близкими и дорогими. И Лазарь был одним из таковых. Это был человек праведной жизни, который пользовался большим уважением и авторитетом у своих собратьев и во всём народе.

И внезапно он заболевает. И тогда сёстры Лазаря Мария и Марфа посылают к Спасителю гонца, для того, чтобы тот донёс до Него это известие. А Господь в это время проповедует в другой области. И вот приходит этот гонец ко Христу и говорит, что Его друг Лазарь болеет. (Ин. 11,3) И нормальной реакцией человека любого на такое известие было бы поскорее встать и пойти к нему для того, чтобы его навестить и, наверное, помочь. Но Христос поступает по-другому: услышав эту весть, Он ещё два дня остаётся на том месте, где Он проповедует, и никуда не движется. (Ин. 11,6)

И только по прошествии двух дней обращается к своим ученикам и напоминает им о том, что Его друг Лазарь болеет и ныне он уснул. Но ученики, не понимая Христа о том, что он говорит о его смерти, говорят Ему: «Господи, если уснул, то он проснётся». И Христос, видя их непонимание, говорит им прямо и открыто: «Лазарь умер. И Я иду для того, чтобы пробудить его». И тогда ученики, которые Спасителя окружают, ближайшие Его ученики, размышляя между собой и вместе с Ним, говорят Ему: «Господи, ещё вчера тебя иудеи хотели побить камнями». (Ин. 11,7-15)

И, на самом деле, эта смертельная опасность угрожала Христу всегда. Многократно на него совершали покушения для того, чтобы Его убить. И совсем недавно Его хотели побить камнями. И только чудом Он этой смерти избежал. И вот Он опять собирается идти туда, к тем людям, которые Его люто ненавидят, и которые хотели Его убить. Но когда Господь подтверждает своё желание всё-таки пойти в ту местность, то тогда один из апостолов по имени Фома, (тот самый, которого мы традиционно называем Фомой неверующим, за то, что он не поверил в воскресение Христово), обращаясь ко всем говорит: «Пойдём и мы умрём вместе с Ним». (Ин.11,16) Умрём вместе с Ним, конечно, не с Лазарем, который уже умер, а умрём вместе с Ним, со Христом, понимая, что будет, если Он придёт туда.

И вот они начинают идти в то место, где Лазарь со своими сёстрами жил. И по дороге Христа, уже при приближении к его дому, встречает одна из сестёр умершего, которую зовут Марфа. И, обращаясь к Нему, говорит: «Господи, если бы ты был здесь, то брат мой Лазарь бы не умер. Но я верю, что перед Богом не изнеможет никакое слово». И Христос говорит ей о всеобщем воскресении. И тогда Марфа бежит в свой дом для того, чтобы сообщить своей сестре Марии, которая находится там в доме, что Господь приближается и идёт к ним. А Христос остаётся на том месте, где Его встретила Марфа. А Мария, её сестра, в это время в доме их семейном оплакивает кончину своего брата. И евангелист нам подчёркивает, что этот дом исполнен множества людей. Тех самых, которые Лазаря тоже любили, и которые его чтили. (Ин. 11,17-28)

И, получив известие о приближении Христа, Мария поспешно встаёт и выходит, никому ничего не говоря. Те люди, которые находятся в доме, думают, что, наверное, она идёт ко гробу для того, чтобы там оплакать своего брата. Но она идёт к тому месту, где находился Христос, и, встретив Его, говорит те же самые слова: «Господи, если бы Ты был вместе с нами, то брат наш Лазарь не умер». И тогда Господь возмущается духом и просит, чтобы Ему показали то место, где он лежит. И, придя к тому месту, проливает свои слёзы о почившем. (Ин. 11,29-35) Это тоже единственное место в Священном Писании, где мы видим, как Христос плачет – плачет о том человеке, который Ему был близок и дорог. И Он просит, чтобы убрали камень, который закрывает его гроб.

Все вы знаете, что во времена Христа умерших хоронили не в землю, потому что невозможно было туда их закопать из-за её твёрдости, а хоронили в пещерах, входы в которые закрывали большими камнями так, чтобы ни разбойники, ни грабители, ни какие-то дикие звери не могли проникнуть внутрь и повредить тело. И вот Лазарь был погребён в таком же гробе. Христос просит, чтобы убрали камень, который закрывает вход в этот гроб. И тогда Марфа, та самая, которая ещё недавно говорила Христу о воскресении, говорит: «Господи, уже четыре дня, как он там. Уже смердит. Уже тление коснулось его тела». (Ин. 11, 39)

Но Христос, тем не менее, настаивает на Своих просьбах. И те люди, которые пришли вместе с ними, открывают гробницу. И Христос просит, чтобы умерший вышел. И к тем людям, которые находятся вне гроба, ко множеству людей, которые пришли вместе с сёстрами Марфой и Марией, и к тем, которые пришли вместе со Христом, выходит умерший человек. Тот, который четыре дня находился там, запах от тления тела которого ещё все они могут сами осязать. И Лазарь вместе со своими сёстрами отправляется в свой дом. (Ин. 11,40-44)

Известие о его воскресении мгновенно облетает всю местность и весь Иерусалим. Многие люди приходят для того, чтобы убедиться и своими глазами увидеть. Увидеть его живым, потому что многие из них были на его похоронах. И многие видели, как его бездыханное тело было закрыто в гробе. И, видя воскресение человека, которого они любили, которого они уважали, и, наверное, можно сказать, чтили как праведника, они начинают верить в Христа. (Ин. 11,45)

Вот такими словами заканчивается сегодняшнее евангельское чтение. В нём, дорогие друзья, мы видим множество противоречий. И того апостола, о котором мы привыкли думать, что он неверующий, который готов со Христом пойти и умереть. И сестру умершего Марфу, которая говорит Христу о воскресении, но, когда Господь собирается совершить чудо, тут же проявляет своё неверие и говорит: «Господи, как же так, и зачем это необходимо?» Мы видим с вами и чудо уникальное: Господь воскрешает человека, который был не только четыре дня мёртв, но тление коснулось его тела. Все те люди, которые находились у гроба, могли осязать этот смрад, который оттуда выходил.

Мы в Священном Писании видим несколько случаев, как Христос воскрешает умерших. И в первых двух, о которых говорит нам Евангелие, мы можем подумать, что люди не поняли, что человек умер. Господь воскрешает дочь начальника синагоги Иаира, девочку, которая только умерла. И окружающим могло бы показаться, что у неё какое-то недомогание, и, может быть, человек потерял сознание. (Лк. 8,41-56) Господь воскрешает умершего юношу, единственного сына вдовы, процессию похорон которого Он встречает, подходя к городу. И тоже мы могли бы подумать, что этот человек мог впасть в кому или в летаргический сон, которые невозможно было древним почувствовать, а похороны умершего всегда происходили в тот самый день, когда человек умирал (жаркий южный климат не позволял умершее тело долго держать дома. Поэтому, когда человек умирал, в этот же день его несли для того, чтобы похоронить, для того, чтобы тело не начинало разлагаться). (Лк. 7,11-16)

И вот Господь воскрешает человека, который умер четыре дня назад. И не зря Святая Церковь напоминает нам об этом событии в преддверии Воскресения самого Христа. Господь обещает нам вечную и блаженную жизнь вместе с Ним, и Господь говорит нам о том, что эта жизнь будет не просто жизнью духовной, но эта жизнь будет в наших собственных телах. Человеческий ум не может понять, как может воскреснуть человек. Человеческий ум не может понять, как может быть воссоздано тело человека, которое давно разложилось и превратилось в полный тлен, соединившись с землёй, из которой оно и взято.

Но Господь говорит нам о том, что мы воскреснем в своих телах. И вот это воскрешение Лазаря предвосхищение тех событий, которые ожидают и каждого из нас, для того, чтобы мы могли укрепиться в своей вере. На примере этого воскресения Святая Церковь говорит нам о том, что все мы, воскреснув, будем в том теле, которое мы и имели.

Святая Церковь сегодня напоминает нам о этом событии для того, чтобы мы бережно относились к тому, что посылает нам Бог. То тело, которым мы призваны дорожить, заботиться о нём, не только потому что мы его любим, не только из каких-то корыстных соображений, но потому, что это тело, как говорит нам апостол Павел, есть сосуд Духа Святого. (1 Кор. 6,19) Это тело, так же, как и наша душа, даны Богом нам и Бог спросит нас за то, как мы относимся к нему.

Сегодняшний день напоминает нам и о Всемогуществе Божьем. О том, что каждого из нас, призывая к вечной жизни, Господь воскресит. Каждого из нас Господь призовёт. Каждый из нас ему нужен, каждый из нас Ему дорог. Господь ждёт всех нас. И через строки Священного Писания обращается к нашей душе для того, чтобы мы свою временную земную жизнь проводили сознательно и ответственно. Для того, чтобы мы старались быть вместе с Богом и служить Ему здесь на земле в наших телах. Для того, чтобы и перейдя в жизнь вечную, могли оказаться вместе с Ним.

Дай Бог нам от этих слов вразумиться и укрепиться. Дай Бог, чтобы они, дойдя до нашего самого сердца, могли нас преобразить и могли нас изменить. Во всём этом, в преддверии грядущей Страстной седмицы, мы просим у Бога укрепления, чтобы нам её должно встретить и должно провести. И для кого-то из нас проведение этих Страстных дней окажется днями, когда мы не сможем оказаться в храме, но, когда наше сердце и наша душа всё равно будут вместе с Богом. И, даже находясь дома, может быть, перед экраном телевизора или монитором компьютера, мы будем наблюдать за тем, что в храме происходит и будем вспоминать, как мы сами стояли в эти дни на богослужении.

Будем ценить то, что Бог нам даёт, и будем заботиться о том, чтобы эти дни провести с пользой. С пользой, дорогие братья и сёстры, и с послушанием. Все вы знаете, что грядущая неделя властями и Москвы, и Подмосковья объявлена периодом ужесточения мер самоизоляции. Ужесточением, потому что люди безрассудно и безответственно поступают, выходя напрасно по пустым поводам из своих жилищ, подвергая опасности себя самих. А ещё более неразумно, подвергая опасности тех, с кем встречаются они.

И все мы, дорогие друзья, должны эту ответственность, лежащую на нас, чувствовать. Мы не боимся заразиться, но мы боимся заразить кого-то ещё. Мы боимся, что, может быть, та болезнь, которая невидима, протекает в каждом из нас, станет причиной болезни, а может быть смерти какого-то близкого человека. Сегодня, как и в прежние дни, я призываю всех вас к тому, чтобы вы молились дома. Не потому, что я не хочу вас здесь видеть. А потому, что я хочу, чтобы вы этот период испытаний, который нам даёт Господь, пережили и встретили, оставшись в живых.

Многие из тех, кто поступает неразумно, уже лежат в земле. И мы с вами видим печальный пример стран Европы и Соединённых Штатов, где люди не хотят ограничить себя. Не понимая, что вот этот их выход на улицу может быть причиной не только собственной болезни. Не только их собственной смерти, но и смерти тех людей, которых они могут заразить. Поэтому, дорогие друзья, с верой, с терпением и со смирением перед теми обстоятельствами, которые нам посылает Бог, мы должны сейчас, как никогда, проявить своё послушание. Послушание к тем словам Предстоятеля нашей Церкви, которые он и обращает к вам верующим. Для того, чтобы вы находились дома. Для того, чтобы вы поберегли себя. Услышьте эти слова!

Пожалуйста, будьте послушными! Вы знаете, что в святоотеческой традиции послушание ценится как никакая другая добродетель. Когда ученики Христовы не смогли изгнать бесов из одержимого юноши и этого юношу привели ко Христу, то Христос его исцелил. А потом ученики спросили Его: «Почему же мы не смогли исцелить его?» А Господь им говорит о том, что сей род, то есть род демонский, лукавый изгоняется только молитвой и постом. (Мф. 17,14-21) А святоотеческое учение доносит до нас мысли многочисленных подвижников благочестия, которые говорят нам просто и понятно. Они нам говорят – послушание превыше молитвы и поста. Превыше тех самых добродетелей, которые, как никакие другие, превознёс сам Христос.

Будем послушными, будем заботиться о своём здоровье. Не будем переживать, что мы не можем приступить в эти дни к Святым Тайнам, потому что Господь смотрит на наше сердце. Господь ждёт, чтобы мы были с Ним, и мы, дорогие друзья, можем быть с Ним, находясь и дома. Потому что, что таить греха, даже приходя в храм, каждый из нас отвлекается. Каждый из нас, находясь на молитве, порой думает о чём-то другом. Так, может быть, наверное, удобнее и лучше сосредоточиться на молитве дома в спокойной и привычной обстановке, чем рассеиваться на мир.

Пожалуйста, берегите себя! Услышьте голос Церкви, который она обращает к вам. Берегите свою жизнь, потому что каждый из нас даст за неё ответ перед Богом.

Аминь.

Comments are closed.