Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице.

Иеромонах Николай.

25 августа 2019 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение, которое мы слышали за богослужением, говорит нам о том, что самое главное и самое важное в жизни христианина. Оно говорит нам о том, что в центре нашей жизни должна быть вера. Вера в живого воскресшего Христа. Мы слышали повествование о том, как ко Христу подошёл один человек и просил, чтобы Господь исцелил его сына. Потому что, когда наступает новолуние, то многократно этот бедный ребёнок то в огонь, то в воду пытается быть увлечённым нечистой силой. И отец говорит, что приводил его к ученикам Христовым, и те ничего не смогли сделать. (Мф. 17,14-16)

Вот этот образ ребёнка, который мы видим, – это образ нашей мятущейся и страдающей души. Точно также и мы постоянно падаем то в огонь страстей и грехов, то в воду уныния и отчаяния, равнодушия. И постоянно наша душа страдает и томится от того что ей тяжело. И когда Господь слышит эти слова, то Он говорит то, что с детства мы слышим из Его уст. Он говорит: «О род неверный и развращённый, сколько же ещё Я буду с вами, сколько буду терпеть вас?» (Мф. 17,17) Все эти слова Спасителя обращены к нам. Потому что они обличают нас и открывают нашу настоящую суть. Мы те, о ком говорит Христос: мы – род неверный и развращённый. Но тем не менее Господь милосердствует и терпит нас. И после этих слов Он просит, чтобы к Нему привели больного ребёнка и исцеляет его. А когда остаётся наедине с учениками, то ученики спрашивают: «Господи, почему мы не смогли исцелить его?» (Мф. 17,19) И Спаситель отвечает им: «За неверство ваше. Если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно, то повеливали бы горам, и они бы передвигались». (Мф. 17,20)

Вот, каждый из нас о себе думает, что он верующий человек. И мы называем себя верующими. А где же наша вера? Какая она? Насколько значима она в нашей жизни? Если бы хоть малая доля её была настоящей и подлинной в нас, разве мы бы постоянно попадали в одни и те же сети лукавого? Разве бы совершали одни и те же грехи, с которыми никак не можем расстаться? Разве бы не попадали к тому, от кого пытаемся убежать и с кем пытаемся бороться? Какая наша вера? Подобна ли она, похожа ли она на самое маленькое горчичное зерно, чтобы играть хоть какую-то роль в нашей жизни? Говоря те слова, Господь сразу предлагает своим ученикам путь. Путь, которым эта вера в жизнь человека может прийти и укрепиться. Он говорит: «Сей род лукавый изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17,21) И не зря то Евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, предлагается нам именно сегодня, когда идёт Успенский пост.

Некоторые говорят: «Я верю в Бога, и мне этого достаточно». «Я верю», но в чём выражается вера человека, он сам не может ответить. Но эта вера может быть приобретена нами только постом и только молитвой. Только обращаясь к источнику нашей жизни – нашему Создателю и Творцу, мы можем надеяться, что этот бесценный и благодатный, спасающий нас дар веры нам будет дан и нас будет укреплять. И если мы получаем его, как сложно и тяжело уберечь нам этот дар от того, чтобы он не поколебался. Чтобы он был прочным и незыблемым, чтобы он составлял основание нашей жизни. Произнеся эти слова, Господь сразу начинает говорить о том, что Сын Человеческий будет предан, Его убьют и Он в третий день Воскреснет. (Мф. 17,22-23) Вот, казалось бы, какая связь и какая логика между тем, что говорит Господь? Самая прямая, простая и понятная. Никакая молитва и никакой пост и никакая вера в нашей жизни не будет истинной, если это не вера в Воскресшего Бога. Господь говорит это для того, чтобы показать, что, только молясь Ему, только веря в Него, мы можем исправлять свою жизнь.

Как Господь совершал многочисленные чудеса и то чудо, о котором сегодня мы слышали, так Господь промышляет и в жизни каждого из нас. И каждого из нас Он призывает к тому, чтобы мы через молитву и через пост благодатный дар веры в Него стяжали и укрепляли. Чтобы эта вера была для нас самым ценным, самым главным, без чего мы свою жизнь не можем представить. Чтобы мы оберегали её от вторжения в нашу жизнь греха. Чтобы мы старались свою жизнь проводить благочестиво, как действительно должен проводить свою жизнь верующий в Бога человек. Чтобы вера в нашей жизни обязательно в чём-то воплощалась, а не была пустым словом. Чтобы мы научились по вере жить. Чтобы мы, становясь похожими на Бога, научились любить так, как Он учит нас. Прощать так, как Он учит нас. Быть милосердными и сострадательными так, как Он учит нас. Тогда вера в нашей жизни будет возрастать. Тогда, может быть, и мы можем к себе применить те слова, которые говорит Христос.

Если бы наша вера была такой малой, как горчичное зерно, то мы могли бы совершать многие чудеса. Но если в нашей жизни всего этого нет, значит наша вера ещё меньше. Но это не должно нас ввергать в отчаяние и в уныние, потому что Господь пришёл на эту землю не только для того, чтобы дать пример жизни человека, а для того, чтобы дать ему орудие, которым человек может победить грех. И это орудие – это вера Христова. Вера, которая укрепляется, как мы сегодня слышали, через молитву и через пост. Только в общении с Богом мы можем назидаться и укрепляться.

Наша молитва ­– наше общение с Богом, должно быть искренним и открытым. Часто мы произносим слова молитв автоматически, машинально, не думая о том, что мы говорим. Часто на молитве мы не можем сосредоточиться потому, что тексты нам кажутся знакомыми и произносятся лишь устами, но не нашим сердцем. А Господь ждёт от нас искренности. Господь ждёт от нас, чтобы мы открыли двери своего сердца. Чтобы наша жизнь была не жизнью животного и не жизнью робота, а жизнью разумного человека, который чувствует, который любит, который страдает, который заботится, который думает о вечности. Ко всему этому призывает нас Бог и укрепляет нас через назидательные примеры Священного Писания.

Будем стараться проводить свою жизнь так, как учит нас Евангелие. Будем стремится к Богу, укрепляя себя в вере. Стремиться к тому Источнику, без которого вся наша жизнь становится пустой и бессмысленной. Будем стремится к Нему, потому что только в Нём наше утешение, наша радость и вечная жизнь.

Аминь.

Comments are closed.