Проповедь в седмицу 11-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Николай
Литургия. 30 августа 2019 г.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Видимое тленно, а невидимое вечно». (2 Кор. 4,18) Этими словами заканчивалось чтение из святого Апостола, которое нам предлагает сегодня Святая Церковь. Эти слова апостол Павел писал к первохристианской общине, возводя ум верующих горе и деля всё творение на видимое и невидимое. Но разве может быть что-то невидимое быть само по себе? Разве невидимый для нас Бог не видим для себя? Разве Адам в раю не мог видеть Господа ходящего в прохладе дня?
Всё так было до грехопадения. Но когда человек отпал, он не захотел больше видеть. И не захотел видеть, в первую очередь, Бога, желая скрыться от Него. И с того момента мир разделился на мир видимый, грешный, преходящий и мир невидимый, в основе которого лежит первозданная святость и слава, тот мир, к которому и все мы призываемы Богом. Отпавший человек мог бы всё время катиться вниз по греховной лестнице до самого её низа, если бы милостивый Господь не захотел остановить это человеческое падение.
И Бог решил пожертвовать частью того, что Он создал. Он говорит: «Проклята земля за тебя». (Быт. 3,17) Он делает землю соразмерной человеческому падению. Чтобы здесь на земле через то, что мы видим, пусть смутно, как некий отблеск, но мы могли бы увидеть в этом славу Творца всего этого. И каждый из нас, каждый из верующих знает, что мы призваны к жизни вечной. К той жизни, которую мы не можем видеть своими глазами и не можем сейчас почувствовать своими чувствами. Но мы верим, что к этому призывает нас Бог. Хотя, всё вокруг нас говорит совсем наоборот. Всё призывает нас: от жизни взять всё, наслаждаться всем, верить только тому, что мы видим, тому, что мы можем ощутить, тому, что мы можем потрогать. И даже некоторые люди живут абсолютно без веры и не зная Бога. Но как страшно им будет тогда, когда они окажутся перед неизбежной встречей со своим Творцом, когда померкнет Солнце, и Луна не будет давать свет, когда вострубят ангелы Божии и явление Сына Человеческого будет как явление молнии для всех. (Мф. 24,29-31) Вот тогда восплачут все: и те, кто ждали Его, и те, кто готовились, и те, кто его не ждал, и те, кто в Него не верил. И даже те, которые ждали, всё равно восплачут, потому что их праведность, их любовь, их милосердие по сравнению с источником всего этого будут бесконечно малы.
Но Бог желает спасения каждому. И Господь предупреждает нас об этом, чтобы здесь, на земле, мы в своей жизни научились правильно расставлять приоритеты. Чтобы здесь, на земле, через то, что мы видим мы могли бы проставить того, кого мы не видим, мы могли бы обратиться к Нему, потому что, видя вокруг себя удивительные и славные дела, не можем мы поверить в то, что всё это из хаоса сложилось случайно само по себе. Не можем мы поверить в то, что не коснулась всего этого Божественная, зиждительная Десница нашего Творца. Господь нас об этом предупреждает, и сегодняшнее евангельское чтение нам об этом говорит, чтобы мы жили правильно.
Мы должны стремиться к невидимому духовному миру. Этот невидимый духовный мир мы должны стараться своей собственной жизнью воплощать. Через нашу жизнь, через наши дела, через наши слова. Для того, чтобы уподобиться своему Творцу. Для того, чтобы стать хоть чем-то на Него похожими. Потому что, когда мы предстанем перед ним, нам будет тяжко от того, что наша бессмертная душа будет обладать совсем не такими качествами, какими обладает наш Бог. Господь нас через строки Священного Писания, через назидательные примеры многих святых вразумляет и вдохновляет. Чтобы мы менялись, чтобы мы становились лучше, чтобы мы приближались к Нему – к источнику любви, к источнику святости, к источнику настоящей и подлинной жизни, – нашему Богу, слава Которому во веки веков.
Comments are closed.