Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. Литургия

Иеромонах Николай (Летуновский)
Литургия. 3 мая 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Поздравляю вас, дорогие сёстры, с воскресным днём! И сегодня Святая Церковь нам предлагает вспомнить подвиг тех, кто был рядом со Христом. Когда мы размышляем о вере в нашей жизни, то мы о некоторых людях можем говорить: это вот человек настоящий верующий, а вот это – ненастоящий. Что же мы полагаем критерием тому, что настоящая вера есть, а что есть вера не настоящая? Наверно один из таких критериев – это верность и твёрдость. Твёрдость и постоянство. Постоянство в вере во всём и всегда. И когда мы видим, что человек во всех ситуациях, которые с ним в жизни случаются, эту веру проявляет и показывает, то о таком человеке мы говорим – вот этот человек действительно настоящий верующий. Потому что он верой руководствуется всегда.

Но в духовной жизни человека бывают и взлёты, и падения. И не может быть так, чтобы вера всегда в нас была одинакова. Она у нас то возгорается и пылает, то начинает угасать и тлеть. И тогда нам необходимы особые условия для того, чтобы её в себе возгревать и увеличивать. И тоже самое мы видим и на примере святых людей. И на примере тех, кто был Христу близок, кто был рядом с ним.

Сегодня мы за богослужением слышали евангельский отрывок о том, как Христа погребали. (Мк. 15,43-16,8) Погребали Христа люди, которые не были Его учениками. Когда Христа предали, и Он остался один, апостолы в страхе разбежались. И если бы мы дерзали о ком-то судить-то точно также могли бы сказать и о апостолах – ну где же эта настоящая истинная вера? Разве можем мы этих людей назвать настоящими верующими, которые в час испытаний, в час опасности оставили своего учителя и Господа?..

Но не дерзаем рассуждать так. Потому что и по своей собственной жизни видим, как от Бога и мы уклоняемся тогда, когда нам бывает тяжело. Так вот, те, кто казался близок Христу, 12 Его учеников и апостолов разбежались в страхе. И тот страх, который зародился в них, ту веру, которая в них была, отодвинул на второй план. Потому что они в первую очередь испугались. Испугались и оставили своего учителя в одиночестве. Но это не значит, что вера перестала в них существовать. Она всё равно в них была. Но в этот момент испытаний оказалось, что не она для них главное.

А вот тогда, когда Христос остался один, когда Он умер, то те, кто раньше боялись, оказались, что они к Господу ещё ближе, чем те, кто его сопровождал. Иосиф и Никодим при жизни Спасителя никогда не были Его учениками. Только по одной причине, потому что и один и другой боялись исповедовать веру в Него. Один был высокопоставленным чиновником, другой был высокопоставленным законоучителем, и каждый из них, наверняка, слыша Христа, может быть где-то в глубине и верил в Него. Но страх исповедовать Его был гораздо сильнее. И когда Христос был жив, они не были вместе с Ним.

Но вот Он умер, и их боязнь закончилась. У них к Нему стало гораздо больше любви. Любви, которая по словам апостола Иоанна, побеждает всякий страх. (1 Ин. 4,18) И тогда, возгоревшись этой любовью, один из них – Иосиф, пошёл к Пилату для того, чтобы попросить разрешения погребсти Тело Христа. Потому что нельзя было его оставить на кресте. Потому что наступал великий день субботы. И Пилат, когда увидел Иосифа, удивился. Удивился не только тому, что Христос уже умер так быстро, но и тому, что этот человек дерзнул к нему прийти. Ведь даже фарисеи и книжники, которые Христа осуждали, не дерзнули войти в притвор к Пилату для того, чтобы не оскверниться. Потому что всякое соприкосновение с язычником, коим Пилат и был, (а он был представителем римской власти, и, конечно, по своему вероисповеданию стопроцентный язычник), всякое соприкосновение с таким человеком иудея делало нечистым. И фарисеи, и книжники не дерзали войти к Пилату, только издали кричали, что они от него просят, и что они хотят, чтобы тот сделал со Христом.

А Иосиф, несмотря на то, что он может по законам фарисеев быть осквернённым, и несмотря на то, что наступал день Великой субботы, он всё равно к Пилату дерзнул прийти. Пилат удивляется и тому, что этот высокопоставленный чиновник своим приходом выступает против того, что было сделано: против действий синедриона, который фактически и был высшей властью иудеев. Несмотря на то, что там был царь, власть его была номинальной, всем правил синедрион. И этот человек, который был как бы одним из них, идёт против них.

А есть другой, которого зовут Никодим, который при жизни Христа пытался понять, что же на самом деле истина. И даже приходил к Христу ночью. Тайно, чтобы никто его не мог увидеть и опознать, для того чтобы поговорить с Ним. И, поговорив с Ним, не понимал то, что говорит ему Христос. И он во время жизни Спасителя не следовал за ним. Потому что тоже боялся, боялся быть отверженным своими собратьями и соплеменниками. И вот эти два человека, которые со Христом не были, они в спешке тело Христа погребают.

Вот наступает утро, и жёны-мироносицы идут ко гробу. И те, чьё служение раньше казалось незаметным, они оказываются для Христа гораздо ближе, чем апостолы. Ведь женщина в древнем мире была слаба не только потому, что она женщина, а потому что она не обладала никакими правами. Женщина всегда должна была быть при мужчине. Либо при отце, либо при муже, либо при сыне. Если друг женщина оставалась одна, то она была вынуждена влачить жалкое и нищенское существование. И, скорее всего, умереть от голода, потому что она не могла устроиться ни на какую работу, она не могла в одиночестве в течение дня выходить из дома, потому что по законам древнего мира должна была выходить только в сопровождении мужчины.

И вот те, чьё служение Христу казалось незаметным, ну что эти женщины могли делать: готовить еду, стирать, чем-то помогать в бытовом, в том, в чём и Христос, как все другие люди тоже нуждался. Они рано, как только встаёт солнце, идут ко гробу. И уже не боятся, и они идут туда для того, чтобы воздать Христу последние почести. Потому что знают, что Он был похоронен в спешке, и они несут с собой благовонное масло для того, чтобы Его тело помазать. И они не боятся ни стражи, которая там установлена, о которой они знают. Они не боятся и того, что дверь гробницы закрывает большой камень. Они идут туда смело.

Идут и, придя туда, вдруг, видят, что камень отвален и гроб пуст. И войдя туда, видят ангела, который им рассказывает о том, что Христос воскрес. (Мк. 16,6) И он им первым говорит о том, что Господь воскрес, и призывает, чтобы те пошли и сообщили Его ученикам об этом известии. А заканчивается сегодняшнее евангелие о том, что мироносицы, услышав эту весть, побежали от гроба. И никому ничего не говорили, потому что испугались. (Мк. 16,8)

Вот удивительно, как вера в жизни человека то пламенеет, то охладевает. Вот те, которые совсем недавно шли ко гробу ничего не боясь, увидев ангела, который возвестил им о воскресении Спасителя, вдруг испугались. Испугались и никому ничто не стали рассказывать. Так ведь и в жизни каждого из нас, дорогие друзья. Вера, бывает пламенеет, а бывает остывает. И вот в тот момент, когда она остывает, она нуждается в нашей особой заботе. В том, чтобы мы её возгревали, и увеличивали.

И поэтому та память, которую нам сегодня церковь предлагает, она нам говорит о том, чтобы мы не судили людей. Не судили людей по каким-то внешним признакам, по каким-то внешним положениям, потому что и сами мы бываем слабы, и в нашей собственной жизни точно так же бывает – веры не хватает. Точно так же вера остывает и оскудевает.

И сегодня, вспоминая тех людей, в память которых церковь прославляет – святых мироносиц, праведных Иосифа и Никодима, мы особенно к Богу обращаемся и обращаемся к тем святым, которых вспоминаем, чтобы Господь нас в нашей жизни укреплял. Чтобы мы знали, что страх в нашей жизни может победить только совершенная любовь. Любовь к Богу, которая если в нашем сердце и в нашей душе горит, то она побеждает в нашей жизни всякий страх. И тогда уже нам ничего не страшно.

Несмотря на то, что человек, естественно, боится самых разных вещей, (он может бояться высоты, может бояться огня, может бояться смерти близких), и это – совершенно нормальное состояние. Но в этой боязни человек не одинок, потому что рядом с ним находится Бог. И в этой боязни Бог укрепляет нас. И только когда в нашей жизни есть к нашему Богу любовь. Совершенная, жертвенная, ту которую мы можем Ему отдать. Тогда нам никогда не будет страшно.

Учась на жизни святых, будем к Богу обращаться, чтобы наша жизнь была им подобна. Чтобы мы, и сомневаясь, и охладевая, всё время в вере возгорались. Всё время в вере укреплялись и возрастали. Возрастали так, как те самые немощные апостолы, которые сначала испугались, а потом укрепились в вере так, что каждый из них умер за Христа. И все из 12-ти, кроме апостола Иоанна, который скончался своей собственной смертью, за Христа были убиты. И вот тогда им уже ничего не было страшно. Потому что в их жизни был и действовал воскресший Бог.

Всего этого желаю нам, дорогие друзья. Чтобы в нашей жизни было точно так же, чтобы Бог нас укреплял, чтобы Он нам давал силы. Чтобы те примеры святых, которые мы перед глазами видим, нас вдохновляли. Чтобы и мы руководствовались тем, как эти люди жили. Потому что они тоже были людьми. И в их жизни тоже были слабости так же, как и у нас. Но они смогли в своей жизни к Богу приблизиться так, что Бог видимым образом через них стал действовать.

Дай Бог, чтобы и у нас было точно также. Чтобы через нашу немощь Господь действовал для тех, кто находится рядом с нами.

Аминь.

Comments are closed.