Проповедь иеромонаха Николая (Летуновского) на Всенощном бдении. В день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. 18 декабря 2019г.
Святителю, отче Николае, моли Бога о нас!
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры, с нашим престольным праздником – с памятью святителя Христова и чудотворца Николая! Это один из самых любимых и один из самых близких святых каждому верующему человеку. И, наверно, нет такого дома, где бы не было изображения святителя Николая. Потому что так мы его любим и так часто обращаемся к нему с нашими просьбами, чтобы он о нас ходатайствовал перед Богом.
Этот святой, кажущийся нам таким близким и доступным, на самом деле жил более 1600 лет назад. И мы его воспринимаем как, почти что, своего современника. Потому что он близок нашему сердцу. И через все эти годы и столетия, верующие пронесли любовь к этому святому. Почему? Да потому что мы знаем, что святитель Николай скор на помощь. И мы обращаемся к нему тогда, когда нам необходима помощь экстренная, помощь быстрая.
Мы знаем, что многие святые нам помогают, и они предстоят Богу, ходатайствуют Богу о нас. Но святому Николаю дано дерзновение помогать человеку напрямую. Не зря есть такая русская пословица, которая гласит: «Кто в море не хаживал, тот святителю Николаю не молился». Когда у нас происходит что-то экстренное и что-то нуждающееся в изменении, мы обращаемся с молитвой, конечно, в первую очередь к Богу, но и к святителю Николаю, потому что воспринимаем его, как родного нам человека.
В тропаре этому святому мы видим те качества, за которые мы его прославляем. И обращаясь к нему, мы говорим: «Правило веры, образ кротости, учителем воздержания ты показал себя своему стаду». Вот эти качества, дорогие братья и сёстры, в христианстве особенно ценятся и важны каждому из нас, каждому простому рядовому верующему мирянину. И тем более эти качества дороги для человека, который занимает высокий архиерейский сан.
Мы, обращаясь к святителю Николаю, верим, что он скоро откликается на нашу просьбу. Мы прославляем его и за то, что он стяжал смирением высокое, а нищетою – богатое. Смирение – это такое качество, когда человек не противится злу, когда он умеет всё происходящее с ним воспринимать как волю Божию. И принимает это со смирением, с терпением, с радостью и с благодарностью Богу. Смирение – это то качество, которое в современном мире нисколько не ценится, и наоборот – человеку современному и не верующему кажется чуждым, нелогичным и непонятным. Потому что смирение заставляет нас быть другими.
Святителя мы прославляем за то, что он этим качеством – смирением, стяжал высокое. То есть высокое положение перед Богом. Как правило, мы прославляем людей за то, что они обладают либо каким-то состоянием, имуществом, либо положением облечены, властью. Но никогда не прославляем людей за то, что они смиренны. Потому что человек смиренный пытается быть незаметным. Человек смиренный пытается всего этого избежать и укрыться, чтобы его не заметили. И по житию святителя мы видим, что святой поступал именно так.
Он и будучи мирянином, и будучи священником, и будучи архиереем, делал много добрых дел. И все эти добрые дела святой старался делать тайно, чтобы о них никто не знал. Чтобы они были явлены только перед Богом. Чтобы он за них получил воздаяние не перед людьми, в виде похвал и добрых слов, а в виде венца, который бы его привёл к Царству Небесному.
Мы прославляем святителя за то, что он стяжал нищетою богатое. То есть, будучи нищим человеком, не сказать, чтобы он был попрошайкой или совсем нуждающимся. Но, если вы читали житие святителя, то знаете, что он вёл образ жизни весьма скромный и всё, что у него было, что у него накапливалось, он сразу же старался раздавать. Поэтому мы и говорим, что он стяжал нищетою, то есть тем, что он фактически ничего не имел, стяжал богатство, – стяжал богатство перед Богом. То богатство, которое человек из жизни временной земной может перенести в вечность. Не то богатство, которое останется здесь в виде нашего имущества, в виде денег, какого-то иного состояния, в виде наших успехов, в виде нашего положения, а то богатство духовное, которое всегда остаётся вместе с нами.
Мы святителя прославляем и любим за то, что, несмотря на столь далёкий период, который отделяет нас от его жизни, он для каждого из нас близок. И он каждому из нас родной. И мы имеем великое утешение в том, что можем приложиться к его святым мощам. Для тех, кого сподобляет Господь, – в городе Баре, а в нашем храме мы в иконе, которая сейчас лежит на аналое, тоже имеем маленькую частицу мощей этого святого. И для нас это особая отрада и утешение. Потому что мы можем не только взирать на его образ, мы можем прикоснуться к нему самому. Мы верим, что Господь этому человеку ещё на земле даровал благодать, которая пребывает вместе с ним и после его смерти. И эта благодать обильно передаётся тем людям, которые с верою к святителю обращаются, и с верою к его мощам притекают.
Будем молиться, чтобы святой и всех нас не оставлял своим покровительством и своими молитвами. Обращаясь к нему, будем, дорогие братья и сёстры, подражать ему в своей собственной жизни. Стараться жить также кротко и смиренно. Стараться жить также, помогая людям, стараться жить так, чтобы приобрести для себя богатство жизни вечной вместе с самим Богом. Обращаясь к святителю, будем просить его чтобы он не оставлял нас.
Аминь.
Comments are closed.