Иеромонах Николай (Летуновский).
Литургия. 29 Декабря 2019 г.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры с праздником, воскресным днём. Все мы, собранные в лоне Святой Церкви имеем великое счастье – это единение со Святой Церковью, быть соединёнными с самим Богом. И каждый из нас для себя определяет, что в нашей жизни главное, что в нашей жизни второстепенное.
Сегодня вы слышали евангельское чтение, и в этом чтении мы слушали притчу, в которой говорится следующее: один человек захотел устроить пир. И заранее на этот пир пригласил тех, кого он хотел на нём видеть. Но вот, когда наступает время торжества, то те люди, которые были приглашены на этот пир, один за другим начинают отрекаться, и каждый для себя указывает, кажется, уважительные причины. Один говорит, я купил землю, и мне надо пойти исследовать что там и как. Другой говорит, я купил пять пар волов, то есть почти что маленькое стадо, и мне необходимо заняться ими. Третий говорит, я женился и не могу прийти к тебе. И тогда тот человек, который устраивает пир, обращаясь к своим слугам, говорит им так: «Пойдите на перекрестья и распутья дорог, и приводите сюда слепых, хромых и убогих». И слуги так и поступили. Они пошли и позвали тех, кого они нашли. И подойдя к господину сказали, вот мы позвали тех, кого встретили, но и ещё осталось место. И тогда он ещё раз посылает их для того, чтобы торжество наполнилось гостями. (Лк.14,16-23)
Сегодняшнее евангельское чтение завершается простыми и понятными для нас словами: «Много званных, но мало избранных». (Лк. 14,24) Эту притчу, дорогие братья и сёстры, Христос обращает ко всем нам. Человек, который устраивает трапезу – это сам Бог. Он на эту трапезу зовёт всех нас, и Он заранее нас предупреждает о том, что мы желанные и долгожданные гости на трапезе вместе с Ним. И Бог даёт нам возможность для того, чтобы мы могли на эту трапезу торжественную собрались. Но когда наступает время встречи, то каждый из нас в своей жизни находит те или иные оправдания для себя, как бы эту встречу отложить. Одни говорят, мы учимся, другие говорят, мы работаем, третьи говорят, мы уже старые и немощные. Иные говорят, у нас есть заботы и хлопоты. Сначала чтобы помочь себе, потом своим детям, потом своим внукам. И постоянно, сколько бы человек не жил, всегда у него есть чем его занять.
И Господь нисколько не отрицает то, чем занимаемся мы. Но очень важно, чтобы в нашей иерархической шкале ценностей Бог был на первом месте. Господь призывает нас. А когда мы начинаем отказываться, мы показываем, что мы Его не любим. Потому что, когда человек искренне любит, он всегда находит себе возможность, так выставляет обстоятельства своей жизни, чтобы эта встреча состоялась. Но когда любовь ослабевает, тогда человек начинает оправдываться. И оправдываться вещами весьма благовидными и весьма уважительными. Но вещами, которые нас от Бога отделяют. Так же когда поступает Муж, когда Он призывает к себе тех, которые не обязались на эту торжественную встречу.
Бог призывает к себе слепых, хромых, убогих. Под образом этих людей мы можем подразумевать тех, кого мы никогда бы не ждали. Иногда, когда мы живём, нам кажется, что те люди, которые нас окружают, от Бога намного дальше отстоят, чем мы сами. И нам кажется, что мы к Богу ближе, потому что мы к Нему обращаемся и в Него верим, но не можем поверить и догадываться, что, встретив каких-то людей, которых мы знаем, тоже Бог призвал. И каково будет наше удивление, когда мы, встретившись с Ним, увидим рядом с Ним тех, кого мы не ждали, и о ком мы не думали.
Бог призывает к Себе тех, с кем встречи желает. Бог призывает, потому что Он любит, потому что Он ждёт. Потому что мир, который комфортен для того, чтобы мы в нём жили, предназначен для того, чтобы мы, используя его, видели Бога. И когда трапеза торжественная наполняется множеством людей, которых слуги позвали, то и ещё остаётся место, и ещё призывает нас к себе. Много тех, кого Бог призывает. Но мало тех, которые на эту божественную встречу идут.
Сегодняшняя притча, дорогие братья и сёстры, это ещё один образ Божественной Литургии. Бог призывает на Свою торжественную и спасительную трапезу каждого из нас. Бог призывает и ждёт. Но иногда мы начинаем оправдывать сами себя, говоря себе что-нибудь примерно такое: а сегодня я в храм пойду, но причащаться я не буду. Потому что я к причастию не готов. Я пойду просто постою, пообщаюсь с теми людьми, которых я знаю. Бог говорит, чтобы мы с Ним соединялись, Его любили. И на каждом человеке лежит ответственность за то, как мы с Богом встретимся. Не только в небе, но и здесь на земле. Мы верим, что в Таинстве Святой Евхаристии мы с Богом соединяемся. Как же можем мы добровольно отказываться от того спасительного, что предлагает нам Бог? Как можно представить себе человека, пришедшего на Божественную трапезу, и оставшемуся стоять в стороне, не приступавшего и не вкушающего от Неё? Как в сознании верующего человека может укладываться мысль, что на Божественную Литургию можно прийти просто для того, чтобы на ней постоять и помолиться?!
Насколько слаба в нас вера! Насколько слаба в нас любовь к Богу, если то единственное, что нас вводит в вечность, мы отвергаем отодвигаем и отказываемся! Но мы не унываем и не отчаиваемся. Потому что знаем, что Бог нас всё равно ждёт. Задача каждого человека верующего изменять свою жизнь. Менять её, чтобы жизнь становилась жизнью новой, жизнью Божественной.
Дорогие братья и сёстры! Услышим призыв Божий! Будем следовать ему. Не будем добровольно отказываться от того спасительного Таинства, которое предлагает нам Бог. Слыша Его святой призыв, будем понуждать себя. Понуждать для того, чтобы подготовиться к этой встрече. Попоститься, помолиться, и придя на Божественную Литургию, соединиться с Ним. Чтобы, когда мы перед Богом предстанем в вечности, Он не обратил бы к нам слова те, которые сегодня в евангельском чтении мы слышали, что много званных, но мало избранных.
Будем стараться жить так, чтобы каждый из нас был избранным. Чтобы наша жизнь была согласно со Священным Писанием и по заповедям Христовым. Чтобы, проживая её день за днём, месяц за месяцем, и год за годом, всё-таки мы находили в себе силы быть настоящими христианами.
Аминь.
Comments are closed.