Благодатный знак веры

Проповедь в Неделю 25-ую по Пятидесятнице

Иеромонах Николай. Литургия. 8 декабря 2019 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из нас, дорогие братья и сёстры, в своём сердце имеет благодатный дар веры. Вера – это такое состояние, когда мы воспринимаем Бога не каким-то далёким непонятным Существом, а воспринимаем Его нам близким и родным, когда мы к Нему стремимся, когда мы за Ним следуем, когда мы желаем Ему подражать.

Для человека, который только приходит в Церковь, может показаться, что Церковь – это собрание правил и обрядов. Вот пришёл человек, смотрит – люди складывают пальцы и крестятся. Люди берут свечи в руки и ставят на подсвечники, люди подходят к священнику на исповедь и что-то ему говорят. Люди подходят к Святой Чаше для того, чтобы причаститься. И иногда может показаться, что правильное исполнение этих обрядов и правил и есть наша вера. Но это совсем не так.

Если мы внимательно с вами читаем Священное Писание, то видим там многократные примеры и слова Христовы, которые говорят нам о том, что без внутреннего содержания никакое внешнее проявление веры для нас не полезно. Это знали и книжники, и фарисеи. Они знали, что Моисею Бог дал заповеди, которые люди должны соблюдать. А тут приходит некий Человек, который называет себя Учителем, и, как будто специально пытается делать вопреки закону. Пытается делать так, чтобы его нарушить в глазах всех остальных.

Именно об этом сегодняшнее евангельское чтение, которое мы с вами слышали. Христос пришёл в молитвенное собрание (по-славянски это «сонмище», по-гречески – «синагога») – это место, где собирались иудеи для того, чтобы помолиться и для того, чтобы размышлять и рассуждать о Священном Писании. Иерусалимский храм был единственным местом, где древние иудеи не только молились, но и могли принести Богу жертву. Но по всем другим городам и селениям находились многочисленные синагоги, то есть места молитвенного собрания, где собирались верующие для того, чтобы поразмышлять над законом Божьим.

И вот Христос, придя в такое молитвенное собрание, вдруг видит женщину, которая в течение восемнадцати лет одержима тяжким недугом. Она согбенная или скрюченная. Это такая болезнь позвоночника, которая не позволяет человеку выпрямиться. И взор её постоянно направлен вниз. Она не может поднять свою голову и свои глаза вверх, чтобы увидеть небо. Увидев эту женщину, Христос проявляет милосердие и исцеляет её. Апостол и евангелист Лука подчёркивает нам, что это была суббота, то есть особенный день, день покоя, когда человек не должен был трудиться, но должен был посвятить этот день Богу. Христос исцеляет её, и тут же начальник синагоги начинает упрекать Его. Он говорит: «Есть шесть дней, приходите в них, чтобы исцеляться, а день седьмой должен быть посвящён Богу». (Лк. 13,14)

Казалось бы, какая радость должна быть не только у этого исцелённого человека, но и у тех, кто стал свидетелем этого чуда. Ведь именно для этого пришёл Господь, – для того, чтобы проявить и показать свою любовь по отношению к человеку. И так оказался закон извращённым и испорченным в глазах самих иудеев. За внешним его соблюдением они забыли внутреннее содержание.

Бог делит неделю неравномерно: шесть дней Он отдаёт человеку, для того, чтобы тот мог трудиться, для того чтобы напитать себя и свою семью. И один день, Бог просит, чтобы был посвящён Ему. Это посвящение заключается в благомыслии, в молитве, в очищении своей души. Но иудеи-современники Христа забыли это внутреннее содержание и стали исполнять закон формально. Заповедь гласит: день седьмой должен быть посвящён Богу.

И в канун пришествия Спасителя иудеи создали множество законов, которые необходимо было соблюдать в субботний день. Они расписали буквально всё, что человек мог делать: сколько шагов в субботу он мог пройти, что именно из своих дел он мог делать, а что не мог. За внешним исполнением забылось внутреннее содержание.

Этот пример, дорогие братья и сёстры, относится и ко всем нам. Потому что мы можем сравнить эту скорченную женщину с образом своей собственной души. Она поражена грехом до такой степени, что мы не можем поднять свои глаза, чтобы посмотреть на Бога. Мы постоянно смотрим вниз себе под ноги. Все наши заботы, все наши хлопоты, вся наша жизнь направлена на то, чтобы обеспечить себя здесь на земле сиюминутным, временным, преходящим. И как редко мы имеем возможность возвести очи горе, к Богу, для того чтобы задуматься о вечности, задуматься о своей душе.

Когда начальник синагоги начинает обличать Христа, то Господь, обращаясь к нему и к тем, кто придерживается точно такой же точки зрения, говорит очень горькое и серьёзное обличение. Он говорит: «Лицемер, неужели ты сам не отвязываешь свою скотину для того, чтобы в субботу её отвести на водопой? Неужели эту женщину, которую дьявол в течение восемнадцати лет мучил, недостойно было в субботу исцелить?» (Лк. 13,16)

Эти слова, дорогие друзья, относятся ко всем нам. Чтобы и мы за внешним исполнением своей церковной жизни не забывали её внутреннего содержания. Чтобы мы жили духовно и жили по-христиански не только внешне, но и внутренне. Чтобы за каждым нашим внешнем проявлением следовала и предшествовала этому большая духовная работа. Если мы поступаем не так, то и к нам самим обращены эти слова Христа.

Мы – лицемеры, если поступаем по-другому. Мы лукавим и живём двойными стандартами. Мы живём двойной жизнью: для Бога одной, а для себя и для окружающих совсем другой. Когда Христос произнёс эти слова, то, евангелист Лука говорит, что все, кто их слышали, они устыдились. (Лк. 13,17) Им стало стыдно потому что они поняли, что они были не правы.

И нам, дорогие братья и сёстры, тоже перед Богом необходимо устыдиться. Устыдиться, потому что наша жизнь, наше мышление, наши поступки точно такие же лукавые и лицемерные. Точно так же поступаем и мы. И нам всегда проще и приятнее делать нечто внешнее, чем провести большую внутреннюю духовную работу. Мы стараемся быть формалистами. Нам проще жить внешним. И с большим трудом нам удаётся духовная жизнь.

Но дай Бог нам от этих слов, обращённых Христом к своим слушателям, точно так же устыдиться и исправиться. Исправиться и начать жить по-другому, для того, чтобы наша жизнь была действительно духовной. Сегодняшнее евангельское чтение для того, чтобы мы с вами задумались, для того, чтобы мы сами себя определили в том месте, в той ситуации, которая была со Христом. Вот мы, находясь там в этом молитвенном собрании, будучи свидетелями этого чуда, где и с кем? Со Христом или с книжниками и теми, кто Христа осуждает? Мы сами своей собственной жизнью говорим и подчёркиваем одно или другое.

Поразмыслим над этим. Постараемся отнестись к себе требовательнее для того чтобы наша духовная жизнь развивалась и укреплялась. Постараемся быть в этой жизни быть не лицемерами, постараемся в этой жизни быть искренними верующими, которые стремятся к своему Богу. Постараемся назидаться словом Священного Писания и в своей жизни обязательно его применять. Чтобы нам такое же осуждение, которое проявил Христос к тем, кто не согласился с совершённым Им чудом, никогда бы не отнеслось. Ни в этой жизни ни в вечности чтобы от Бога мы таких слов не услышали.

Для того, чтобы мы их не услышали, мы должны жить искренне, жить открыто, понимая, что вера – это не внешнее проявление наших религиозных знаний. Вера – это глубокая внутренняя работа только над собой. Над самим собой по исправлению своих страстей и грехов. Во всём этом, Господи, и помоги нам.

Аминь.

Comments are closed.