Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице.

Иеромонах Николай.

Литургия. 6 октября 2019 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

…Господь призывает нас постоянно. Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как Господь призвал своих первых учеников.

Будучи тесним народом на берегу, Христос заходит в лодку, которая находится на берегу Геннисаретского озера, и просит рыбаков, чтобы те позволили Ему проповедовать из лодки. (Лк. 5,3) Потому что, как известно, по законам физики от водной глади звук отражается гораздо лучше. И, несколько отступив от берега, Христос продолжает свою проповедь. Когда Он её заканчивает то, желая отблагодарить рыбаков, Он обращается к Симону и говорит: «Брось сеть по правую сторону от корабля». (Лк. 5,4) И на это, будучи апостолом, Пётр говорит Ему: «Господи, мы трудились всю ночь и не поймали ничего. Но по слову Твоему сделаем, как ты говоришь». (Лк. 5,5)

Это очень важные слова, которые произносит апостол. Все мы, дорогие братья и сёстры, в нашей собственной жизни больше всего полагаемся на свой собственный, небольшой человеческий жизненный опыт, а не на опыт Божий. И так же сделал и Симон. Он говорит: «Господи, мы трудились всю ночь». (Лк. 5,5) Будучи профессиональным рыбаком, конечно, Симон знал, когда можно ловить рыбу, а когда нет. Когда она находится на дне, и её не достать, и когда она всплывает для того, чтобы поесть или для того, чтобы набраться воздуху. И апостол говорит Ему, будучи профессионалом своего дела, что мы трудились тогда, когда было самое время для лова и не поймали ничего. Сейчас же, когда самый зной, когда самая жара, бесполезно ловить эту рыбу. Но мы сделаем так, как ты нам говоришь.

Бог обращается к каждому из нас, и заповеди, которые Он оставляет, обращены к сердцу каждого человека. Каждому из нас Он говорит: «Не лжесвидетельствуй, не кради, не прелюбодействуй, не пожелай ничего, что принадлежит другому человеку, люби ближнего своего» (Исх. 20; Мф. 22,39). Это опыт, который Бог передаёт нам. Но мы предпочитаем опираться на свой собственный опыт.

В самых обычных семейных ситуациях почему-то вся наша церковность, всё наше духовное куда-то улетучивается и пропадает. И мы начинаем действовать и жить по законам этого мира. Мы начинаем исходить из своего собственного опыта. И тем самым мешаем чуду Божию произойти в нашей жизни. И такое чудо произошло с Симоном. Потому что, когда он сделал так как повелел ему Христос, то оказалось, что сеть полна множеством рыб. И настолько их много, что сеть начала рваться. Тогда Симон позвал своих друзей, которые также вместе с ним всю ночь провели в море и не поймали ничего, будущих апостолов Иакова и Иоанна. И они, приплыв к ним, начали им помогать. И заполнили обе лодки так, что те начали тонуть, потому что слишком большой груз лежал в них. (Лк. 5,6-8)

Бог, промышляя о нас и действуя в нашей жизни, даёт нам полную свободу. И мы этой свободой распоряжаемся как хотим. Господь даёт нам ориентиры, Господь даёт нам рамки, но мы сами вправе эти рамки отодвинуть или ими пренебречь и жить так, как мы хотим. Возвращаясь на берег, апостол Симон припадает к ногам Христа, обнимает Его за колени и говорит: «Господи, уйди от меня потому что я человек грешный». (Лк. 5,8) Вот как противоречиво то, что он делает и то, что он произносит. «Уйди от меня», – говорит он, а сам держится за Него и не отпускает Его. Если бы мы в нашей жизни, дорогие братья и сёстры, во всех наших невзгодах, смущениях также держались бы за Христа, как держался за Него Симон, последней надеждой уповая, то в нашей жизни происходили бы многие чудеса.

Но наши духовные очи могут открыться только тогда, когда мы осознаем себя перед Богом людьми греховными и людьми недостойными. Именно так с апостолом Симоном и произошло. Увидев всё то, что случилось, поняв, что произошло то, что никогда не могло бы быть. Он видит в случившемся явное Божие чудо. И к тому Человеку, Который повелел ему сделать так, он припадает как к последней надежде на своё спасение. Держится за него и одновременно говорит: «Господи, я человек грешный». (Лк.5,8)

Также и мы должны припадать к Богу и стремиться к Нему, не оставляя Его, видя свою греховность, держаться за Него. Потому что в Нём наше спасение. И Христос утешает его, говорит: «Не бойся, я сделаю тебя ловцом людей». И когда обе лодки приплывают всё-таки к берегу, то Симон и Иаков, и Иоанн, оставляя всё то, что они поймали, следуют за Христом. (Лк. 5,10-11)

Те люди, которые живут не на зарплату, а которые живут на то, что делают своими собственными руками, прекрасно понимают, какой это труд. Вот в руки рыбаков попал огромный улов. Это благосостояние их самих, их семей. Это улов, который они могут не поймать за целый месяц. Вот он в их руках. Это всё, казалось бы, что человек может пожелать – бери, иди на базар, продавай, распоряжайся этим. Но что делают те люди, которые стали свидетелями этого чуда? Они оставляют всё и следуют за Христом. А братья Иаков и Иоанн оставляют не только лодку, не только улов, они оставляют там своего отца. И следуют за Христом.

Призыв Божий, звучащий в нашем сердце, должен нами самими быть реализован. Если мы говорим, что мы христиане, то мы в своей жизни должны научиться правильно расставлять приоритеты. Выбирать, что для нас главное, а что для нас второстепенное. Среди всего того, что окружает нас, видеть грех и видеть святость. К этому призывает нас Бог, к тому, чтобы мы следовали за ним. Давая нам свободу, давая нам свою благодатную помощь, Бог не ограничивает нас. Он ждёт, чтобы мы на Его призыв откликнулись. И то евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, должно быть для нас с одной стороны назиданием, а с другой стороны укором. Потому что, если мы честно посмотрим на свою жизнь, то увидим, как плохо, как медленно, как нехотя мы следуем за Христом. Как в нашей жизни мы всё больше выбираем то, что, скорее, от Бога нас отдаляет, чем приближает к Нему. И если мы оцениваем, как мы проживаем свой день, если мы в своём уме, или ведём какой-то дневник, можем понять соотношение того, что в нашей жизни есть доброго, святого, христианского, и что в ней есть греховного, человеческого и мирского, увидим несоразмерность этих вещей.

Всё это не должно повергать нас в уныние. Потому что Бог ждёт. Он даёт нам время, Он даёт нам силы, Он даёт нам ум, Он даёт нам здоровье для того, чтобы мы, придя в себя, могли правильно распорядиться им. Господь ждёт, чтобы мы следовали за Ним. Наше следование за Ним будет происходить через испытания, через искушения, через скорби и болезни. И во всех этих жизненных обстоятельствах Бог будет укреплять нас. Если только наше движение будет за Ним, а не от Него. Если мы будем стремиться к Нему, а не отдаляться от Него.

Слыша то, что Господь говорит нам через строки священного писания, будем назидаться и будем вдохновлять самих себя следовать за Христом. Будем просить Его, чтобы и Он во все дни нашей жизни находился вместе с нами. Чтобы мы чувствовали Его близость, Его родство к нашей жизни. Будем просить Бога, чтобы наш жизненный путь был всегда путём следования за Христом.

Аминь.

Comments are closed.