Проповедь в Неделю 16-ую по Пятидесятнице “Увидеть Бога”

Проповедь в Неделю 16-ую по Пятидесятнице “Увидеть Бога”

Иеромонах Николай

Всенощное бдение 5 октября 2019 года.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Как всегда, накануне воскресного дня Святая Церковь напоминает каждому верующему о самом главном событии в истории человечества – о Воскресении Христовом. И сегодня мы слышали евангельский отрывок о том, как двое учеников спасителя, Лука и Клеопа, из Иерусалима идут в один из ближайших городов Эммаус, и между собой рассуждают и размышляют о всём том, что произошло в Иерусалиме. (Лк. 24,13-14)

Размышляют, удивляются и не понимают: как всё, что случилось, могло произойти. И тут на пути к ним приближается Странник, который начинает с ними разговор. И спрашивает их о их беседе. И рассказывает им о том, что именно так и надлежало быть. И приводит неоспоримые доказательства, свидетельства ветхозаветных пророков, их пророчества, которые касаются жизни, смерти и воскресения Христа. (Лк. 24,15-27) Но спутники, видимо, всё равно не понимают Его. Потому что, когда им Христос всё это рассказывает, они Его не узнают. Они всё равно не понимают, как Тот, в Котором они видели Спасителя всего Израиля, мог умереть.

Когда они приблизились к тому поселению, в которое шли, Христос делает вид, что желает идти дальше. И тогда Лука и Клеопа просят, чтобы Он остался вместе с ними. Потому что солнце уже зашло, и день закончился. И придя вместе с ними в дом, Христос преломляет хлеб и отдаёт им. И в тот момент, когда Он это делает, у них отверзаются глаза. И они видят и узнают Его. Но в тот же самый момент Христос перед ними исчезает. И тогда они начинают себя корить и говорить себе: «Не сердце ли в нас горело, когда Он нам рассказывал на пути все те события, которые произошли?» (Лк. 24,28-32)

И тотчас встав, возвращаются в Иерусалим. А придя в Иерусалим, находят всех вместе учеников Спасителя, собранных в одном месте, которые говорят, что действительно Христос воскрес, потому что Он явился Симону. А Лука и Клеопа рассказывают, как они встретили Христа на пути, и как он им открылся в преломлении хлеба. (Лк. 24,33-35)

Вот такой евангельский отрывок предлагает нам сегодня святая Церковь для того, чтобы мы поразмыслили и над своей собственной жизнью. Лука и Клеопа ученики Христовы были свидетелями Его земной жизни, были свидетелями Его предательства и смерти. И они в своей голове не могли уложить, как же Тот, Который совершал такие великие чудеса, как Тот, в Которого они верили, как в Избавителя всего Израиля, мог умереть?.. И они не понимали этого.

Как часто мы, дорогие братья и сёстры, промысел Божий спасающий нас понимаем по-своему, понимаем превратно. Мы видим Его таким, каким мы хотим Его видеть. А когда случается то, что мы не ждали и что у Бога не просили, то мы начинаем сопротивляться этому и воспринимать как искушение, – не видеть в этом спасительную Божью Десницу. Мы всё время промысел Божий искажаем так, как нам удобно. Но он независимо от нас совершается.

Мы, подчас, спрашиваем себя: «А почему же мы болеем? Почему наши близкие умирают? Почему вокруг нас столько несправедливости и греха? Почему так несправедливо относятся к нам?» И не находим ответ на этот вопрос. Но мы должны понимать одно: Христос, придя на землю, пришёл не только для того, чтобы взять ответственность за наши грехи. Он пришёл сюда для того, чтобы показать, что в наших бедах, в наших скорбях, в нашей боли и в нашей беде Он находится рядом с нами. Потому что Он сам на своей жизни это испытал и пережил. И если мы на своём жизненном пути увидим Бога, который рядом с нами, то мы будем счастливыми. Но будем счастливыми тогда, когда мы увидим Его, а вспомним, что ученикам Своим Он открылся и стал явным, когда преломил хлеб.

Так же и мы, дорогие братья и сёстры: наши духовные очи открываются тогда, когда мы приступаем к Святой Чаше, когда мы причащаемся Небесного Хлеба. Тогда мы соединяемся с Богом, тогда Бог может действовать в нашей жизни, когда мы открываем Ему сердце, и когда мы с доверием и со смирением, и с терпением принимаем тот промысел Божий, который в нашей жизни происходит.

Евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, должно вразумить всех нас, чтобы мы жили так, как будто Бог в каждый момент нашей жизни всегда находится рядом с нами. Чтобы у нас было ощущение Его близости. Чтобы мы понуждали себя приступать к Святой Чаше. Ведь иногда мы говорим себе: «Мы грешные, мы недостойные, мы болящие одними и теми же грехами, как можем приступить и соединиться с Тем, Кто есть Источник святости и Источник жизни?» Но наше недостоинство должно нас от Бога не отталкивать, а наоборот – подталкивать к Нему. Потому что только в Нём и будет наше очищение. Только в нём и будет наше освобождение от греха, когда мы будем понуждать себя приступать, соединяться вместе с Ним.

Аминь.

Comments are closed.