Проповедь в Неделю 30-ую по Пятидесятнице по Рождестве Христовом

Проповедь в Неделю 30-ую по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Иеромонах Николай (Летуновский)

Всенощное бдение. 11 января 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В дни святых святок, когда мы всё более и более размышляем о приходящим в этот мир Богомладенце, каждый из нас осознаёт, что имеет великое сокровище в своей жизни. И это великое сокровище – это вера.

Эту веру, как самое ценное, как самое нужное, необходимо беречь и охранять. И сегодня Церковь вспоминает человека, который для каждого верующего является образцом заботы и сохранения святынь – святого праведного Иосифа Обручника, который являлся мнимым мужем Марии. Мнимым, потому что в глазах всех людей они были супружеской парой, но Богом ему было заповедано хранить чистоту, и девство Пресвятой Богородицы.

Когда мы размышляем о Богомладенце Христе, то понимаем, что заботу о нём проявляла не только Пречистая Дева, но и, конечно, праведный Иосиф. Именно он Его сохранял, именно он предпринял ряд путешествий для того чтобы спасти жизнь рождённого Богомладенца. И вёз с собой Марию и рождённого Христа. Именно Иосиф учил маленького Христа ремеслу. Именно он носил Его на руках, он заботился о Нём, когда Ему было плохо и тяжело.

Не надо думать, что Христос рождается в этот мир, и праздник заключается в великой радости, которая приходит вместе с рождением Бога. Христос рождается в мир, который лежит во зле. Он рождается в мир для того, чтобы в этом мире пострадать, как в нём страдает каждый человек. И святой Иосиф Обручник имел целью своей жизни сохранение Пресвятой Девы и маленького Христа. Немного слов мы найдём о нём в Священном Писании. Но мы знаем, что когда Христу надлежало родиться, то Иосиф с Пресвятой Девой пошёл в то место, откуда они и выходили, – в Вифлеем, потому что была перепись, и каждый человек должен был находиться в том городе, откуда он родом. Когда Христос родился, то опять же Иосиф больше всех заботился о Нём.

Но до того, как наступило это время, мы в Священном Писании читаем такие слова, что в какой-то момент Иосиф узнал, что Мария беременна. И, как мы читаем в строках акафиста Пресвятой Деве, «буря помышлений объяла его». Объяла потому что он знал, что Пресвятая Дева должна быть девственницей, что он к зачатию этого Младенца не имеет никакого отношения. И он всё это очень переживал, сокрушался и размышлял, как же ему поступить. И пришёл к мысли, что ему надо тайно отпустить маленькую девочку, для того чтобы никто не узнал о её позоре. Потому что по законам древнего мира её необходимо было побить камнями.

И когда вот эти помышления одолевали Иосифа, то во сне ему явился ангел, который стал укреплять его и говорить, чтобы он не боялся быть с Пресвятой Девой. Что рождённое от неё это от Духа Святого. И тогда Иосиф успокоился и все последующие дни своей жизни он посвятил заботе. Заботе о Пресвятой Деве и о рождённом Христе.

Мы, дорогие братья и сёстры, подобно Иосифу, должны научиться у него оберегать святыню, которая есть в нашей жизни. А оберегать святыню не так-то просто, потому что всё время в нашу жизнь приходит сомнение. Всё время мы подобно Иосифу спрашиваем сами себя: как же может быть так? Церковь нам говорит – прощайте врагов ваших. Как же можем мы простить тех, кто постоянно нам причиняет зло? Церковь говорит о том, чтобы мы проявляли любовь не только к тем, кто нас любит, но и к тем, кто нас ненавидит. Именно в этом и заключается высота христианской любви и христианского подвига.

А мы спрашиваем сами себя: как я могу любить человека, который причиняет мне боль? Как я могу любить и прощать того, кто мне пакостил и будет пакостить, я знаю, что он не остановится и не успокоится? И когда все эти сомнительные мысли приходят нам в голову, то нам нужно вспомнить о том евангельском примере, о котором мы читаем, особенно вспоминая его в эти дни: о том, как ангел Иосифа укреплял.

И в нашей собственной жизни мы знаем, что ангел-хранитель укрепляет нас. И он действует, как и действует Бог, через нашу совесть, подсказывая нам, что правильное, что доброе, что христианское, что святое и что грешное, что безбожное. И особенно вспоминая в эти дни праведного Иосифа (память его совершается сегодня, а точнее завтра, но богослужения завтрашнего дня уже началось сегодняшней службой), мы должны, дорогие братья и сёстры, мы должны поучится у этого человека тому, как нам святыню в своей собственной жизни необходимо охранять.

Если мы с вами взглянем на икону Рождества Христова, то увидим там и изображение праведного Иосифа, и рядом с ним увидим старого человека в каких-то шкурах, который нечто нашёптывает ему на ухо. Вот этот человек – это наши сомнения. Это искушения, которые приходят в нашу жизнь всегда. Но, как бы нам не было трудно и как бы нам не было тяжело, мы должны учиться, исходя из тех примеров, которая Святая Церковь и предлагает нам. И для всех нас Праведный Иосиф – это образец. Образец того, как надо оберегать самое ценное и самое дорогое. То, что тебе вверил Бог. Вспоминая праведного Иосифа, будем не только молиться ему, но и просить, чтобы по его молитвам Бог укрепил и помог всем нам.

Аминь.

Comments are closed.