Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.

Иеромонах Николай.

14 июля 2019 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы, братья и сестры, слышали несколько чтений из Священного Писания и хотел бы особое внимание обратить на апостольское послание, которое апостол Павел посвящает Римлянам, в котором говорит о том, что они до того, как приняли Святое Крещение, все были в повиновении у греха, они все были рабами греха (Рим. 6, 20). И теперь он говорит им, вот, вы крещены и должны быть рабами, наоборот, праведности (Рим. 6,18). Вы должны посвятить всю свою жизнь, все свои силы для того чтобы служить праведности, то есть служить Господу (Рим. 6, 22). В чём же это выражается? Это выражается, если сказать по-другому, кто кому служит, тот тому и раб.

Здесь мы с вами понимаем то, что, если у нас есть какие-то страсти, если у нас есть какие-то, скажем так, движения души, которым мы потакаем, мы с ними не боремся, то есть, мы ими, получается, порабощаемся. Они нами повелевают. Например, вот есть, ну, допустим, чревоугодие. Вот человек кается в нём, он с ним пытается что-то делать, бороться. Он ведёт с ним войну. Потому что действительно, чревоугодие, несмотря на то, что многие считают, что в этом ничего особенно страшного, является смертным грехом. Потому что человек, который привыкает к вкусной пище, привыкает в принципе вообще, постоянно есть досыта, он потом очень сложно расстаётся с этим, и это видно по исповедям, например, когда начинается великий пост, (когда вообще в принципе начинается любой пост, даже самый короткий – среда и пятница), приходит человек и говорит: «Я не могу, я опять нарушил, у меня опять что-то не получилось». Вот, почему это такое бывает? Потому что человек порабощён. Он, получается, в тот момент, когда перед ним стоит тарелка с едой, не служит Богу. Он не служит праведности. А он служит своему греху, своим страстям.

Апостол Павел нам рекомендует трудиться всеми силами, раз уж мы с вами получили дар благодати… Дар – это означает то, что мы не заслужили. Дар — это означает просто человек покрестился и ему в честь того, что он стал христианином дали ещё и силы, для того чтобы он мог эти силы применять.

Мы с вами знаем, что, когда в обычной жизни ребёночек рождается, у него сил нет, он маленький, лежит на ручках или на столике, кричит, плачет, и родители за ним ухаживают. Сам он ничего не может. В духовной жизни немного по-другому: человек, который только что покрестился и принял потом ещё Таинство Миропомазания, сразу получает силы для того, чтобы вести святую жизнь. И мы об этом слышали в послании апостола Павла, он говорит, что вы теперь не рабы греха, и ваша жизнь теперь не к смерти, потому что итогом греховной жизни является смерть, а вы теперь рабы праведности, и итогом вашей жизни является святость, да, святая жизнь во Христе Иисусе! (Рим. 6,18-23) И поэтому получается, что если человек ничего с этим не делает, то он пренебрегает тем даром, который ему давался.

К сожалению, большинство из нас здесь присутствующих, то, что мы получили в момент Крещения, когда были маленькие, всё растеряли. Вообще ничего не осталось. И теперь наша задача всё это снова собрать, чтобы и приумножить, и этим даром научиться пользоваться. К слову сказать, раньше вообще-то было не так. Раньше человек, который становился христианином, сначала доказывал свою способность быть христианином. Он проходил период оглашения. Вот мы сегодня с вами слышали ектению на Божественной Литургии об оглашенных. Это вообще-то те люди, которые доказывали свою вообще способность быть христианами. Они изучали Священное Писание. Не как мы сейчас с вами: «…вы знаете, батюшка, я сегодня не читал Евангелие». Они Его штудировали. Чтобы знать Его наизусть. Чтобы они могли дать ответ о своём уповании. Потому что каждого христианина вообще, принимали в христиане посредством чина, который совершал епископ. И епископ им устраивал потом экзамен. Вот у нас сейчас огласительные беседы проводятся. В принципе, это не совсем корректное название. Беседы проводятся для людей, которые уже Крещены и собираются крестить своих детей. Дети маленькие, им, конечно, тоже мы понимаем, важно услышать, но в первую очередь получается родителям объясняют — что, зачем, почему. Которые вообще-то сами должны уже знать – что, зачем и почему. Зачем нужно ходить в храм, почему нельзя только дома молиться, зачем нужно исповедоваться, и почему при этом должен быть какой-то свидетель? Зачем нужно причащаться, и почему нужно часто причащаться? То есть это такие вопросы, которые мы с вами вообще, по идее, должны сами знать, понимать не теоретически, а на практике. Потому что мы должны быть святыми.

Раньше, во времена апостола Павла, не было такого количества икон и святых, как мы сейчас с вами видим вот у нас вокруг на стенах Храма. Не было. То, что вот, как раз, апостол Павел обрисовал в послании, его иконы не было тогда ещё. Иконы тех святых, к которым он обращается, не было. А он к ним обращается именно как к святым. Вы будьте святы, говорит он, римлянам. Только что от жертвенника идольского отошли, приняли Крещение и вы – святы! И вы должны эту святость являть! И мы с вами, братья и сестры, тоже должны свою святость являть! У нас же с вами как бывает, нам кто-нибудь скажет, – ты святой, мы с вами несколько усмехаемся. Ну, где-то, понятно, по скромности своей, да? По такому как бы смиренномудрию, да? Ну какой же я святой, что вы такое говорите? Но с другой стороны апостол Павел он так пишет, – я к вам это пишу обращение, размышляя по плотскому мудрованию, по вашей человеческой немощи (Рим. 6,19). То есть он пишет, что то, что вы получили, и то, что вы должны жить свято, это не что-то из ряда вон выходящее. Это минимум, который вы должны исполнять. Раньше вы служили греху, а теперь с таким же усердием должны служить Богу, праведности, свято. Поэтому, братья и сестры, для нас с вами очень важно внимательно рассмотреть свою жизнь. И оценить, на сколько мы свято живём. На сколько мы соответствуем тому, к чему призывает нас Христос.

Когда мы слышим в Священном Писании, как к Нему подошёл сотник и попросил исцелить его слугу. Он говорит, – сейчас Я приду и исцелю. Сотник отвечает, – Господи, не надо идти. У меня есть слуги. Я говорю слуге иди, и он идёт, я говорю войнам там, принесите мне что-то, они несут. И ты, Господи, скажи только слово. Он исцелеет. Господь говорит, – такой веры я в Израиле не нашёл, поэтому, по твоей вере будет тебе (Мф. 8, 5-13). А у нас с вами, братья и сестры, зачастую бывает, что не то, что святость, — у нас маловерие. Мы не доверяем Богу, в которого Крещены (погружены). То, что Он может нас исцелить, Он может нам дать мудрости, Он может нас научить, Он может помочь нашим детям. Нас научит понимать, к примеру. Мы к Нему обращаемся: «Господи, вот у меня ребёнок не понимает ничего, пожалуйста, помоги ему понять». Не обращаемся даже с этими просьбами. Надеемся сделать всё своими силами, а это неправильно. Мы с вами себя, или за нас наши родители уже нас посвятили Богу. Кто-то в сознательном возрасте крестился, себя сам посвятил Богу. Когда мы крестим своих детей, мы их посвящаем Богу. Они уже не наши. Мы сами с вами не свои. Мы должны быть Божии. И поступки у нас с вами тоже должны быть Божии. Поэтому братья и сестры, надо именно так относиться к своей святой жизни, чтобы по окончании этой жизни, как пишет апостол Павел, нам с вами достигнуть жизни вечной. Чего и всем нам с вами желаю.

Всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн, желаю вам сохранить благодать как можно дольше. Для этого нужно постараться побольше молчать, поменьше говорить, молиться за тех людей, которые нас с вами окружают. Им это жизненно необходимо. Выслушайте пожалуйста благодарственную молитву по святом Причащении. Слава тебе Боже, слава тебе, Боже, слава тебе Боже!

Аминь.

Comments are closed.