Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской

Иеромонах Николай (Летуновский)

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской.

Литургия. 5 апреля 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В чём, дорогие братья и сёстры, заключается наша вера? Ответ на этот вопрос каждый должен себе дать. Потому что если мы для себя не можем ответить, в чём наша вера, то мы не можем распространить её на тех людей, которые нам близки и дороги. И если попытаемся ответить на этот вопрос, то начнём подбирать различные определения, которые могли бы нас удовлетворить. И некоторые могут сказать, что вера заключается для нас в том, что мы просим у Бога благоденствия и здоровья. Но, рассуждая более глубоко, мы увидим, что люди и верующие и ходящие в храм болеют не меньше, чем не верующие.

Мы скажем, что вера заключается для нас во внутреннем духовном мире, но если посмотрим на свою жизнь с другой стороны, то увидим, что в жизни верующего человека также бывают и скорби, и брани, и ссоры, и непонимание. Если мы скажем для себя, что вера заключается в нашей жизни ещё в чём-то, то должны будем обязательно соизмерить, как в нашей жизни протекает то определение, которое мы и даём вере.

Сегодня в Священном Писании мы слышали отрывок, в котором Господь говорит нам и указывает на то, в чём же действительно наша вера. А вера наша заключается не в преходящем, не в мимолётном, не в нынешней земной жизни, а вера наша заключается в следовании за Христом. И когда мы живём, мы стараемся подражать Ему. А сам Господь в сегодняшнем Евангелии, которое мы за богослужением читали, говорит своим ученикам: «Вот мы приходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет предан. Его оплюют, его будут бить, его предадут и убьют его. И в третий день он воскреснет». (Мк. 10,33-34)

И вера наша заключается в том, что мы следуем за Христом в той жизни, которую Он и провёл здесь на земле. Мы говорим для себя, что мы хотим быть вместе с Богом в его Небесном Царстве. Но где это Небесное Царство? Когда оно будет? Всё это для нас заключается в некой вере, которую мы и сами себе не можем объяснить. И точно так же, не могли понять, в чём заключается вера, и ближайшие Христовы ученики. Потому что, когда Господь говорит то пророчество о том, что Ему необходимо в Иерусалиме умереть и воскреснуть, то двое из самых ближайших Его учеников, апостолы Иаков и Иоанн родные братья подходят к нему и говорят: «Господи, мы хотим Тебя попросить, чтобы один из нас сел по правую руку от Тебя, а другой по левую руку от Тебя в царстве Твоём». (Мк. 10,37) Точно так же и они не понимают, и они заботятся о мимоходящем, о суетном, о земном. И не понимают, в чём заключается вера во Христа.

Но сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами, которые Христос говорит Сам о Себе. А говорит Он о Себе так: «Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы послужили Ему, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою». (Мк. 10,45) Вот эти слова, дорогие друзья, должны быть отнесены к каждому из нас. Мы живём здесь и называем себя христианами в память о Христе, и жизнь наша должна быть жизнью, похожей на жизнь Христа.

А Христос говорит о Себе, что пришёл Он на эту землю не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить остальным. И мы видим это в том земном пути, который Господь и проходит: в том непонимании, которое в людях вызывают Его слова, Его проповеди и Его чудеса. В том отвержении, которое люди выказывают, не желая принять Его, не понимая то учение, которое Он принёс. В Его предательстве и в Его смерти, которую Он принимает для того, чтобы избавить нас от ответственности за грех, за который мы своими усилиями никогда бы расплатиться не могли. Он берёт на Себя ответственность за тот грех, который совершаем мы.

И Он в Своей собственной жизни и в Своей смерти показывает нам подлинную совершенную любовь. Любовь, которая должна быть в жизни каждого христианина. Любовь жертвенную, любовь, когда мы готовы что-то отдать от себя. Отдать не то, что нам не нужно, а наоборот, отдать то, что нам нужно больше всего, то, что нам дорого. То, что для нас представляет настоящую ценность. И жизнь христианина и заключается в стяжании этой Божественной любви, чтобы мы под её влиянием поменяли себя. Чтобы мы, приобретая для себя эту Божественную любовь научились служить людям. Чтобы мы поняли, что наше спасение возможно только через наших близких, только через служение им мы можем свою душу спасти.

И то евангельское чтение, которое сегодня нам Святая Церковь и предлагает, очередной раз напоминает, что должно быть в нашей жизни главное, что для нас должно быть ценным. Не то, о чём больше всего Бога мы просим: не о здоровье, не о благодатной и безмятежной жизни, не о наших близких. А должны Бога попросить о том, чтобы в нашей жизни была похожесть на него. Похожесть через те качества, которые Господь и показывает, проявляя их по отношению к нам – через долготерпение. Ведь несмотря на то, что каждый из нас уклоняется в грех, Господь постоянно не только нас терпит, но и продолжает нас любить, любить в нашем любом состоянии: и в состоянии, когда мы к Богу стремимся, и в состоянии, когда мы от Бога отворачиваемся.

Всё равно, мы, как венец Его творения, каждый из нас Богом любим. И Он пришёл на эту землю для того, чтобы спасти каждого. Не праведных, как Он говорит он сам, он пришёл призвать, но грешников, которые желают покаяния, (Мф. 9,13) которые желают изменения своей жизни. И этого изменения Бог от каждого из нас ждёт. И время Великого поста время для каждого из нас самое благоприятное для того, чтобы ещё больше усилий в своей жизни проявить к тому, чтобы исправить себя. Ещё больше усилий в своей жизни проявить, чтобы полюбить того, кто нам не мил, того, кто нам отвратителен, того и в ком, может быть, мы и образа Божьего не видим.

Но этот образ Божий в нём на самом деле есть. И то, что мы не видим его в близком человеке, это наша беда, а не его беда. Это мы настолько пали, настолько поражены грехом, что не можем увидеть в человеке доброго и святого. А видим мы в нём только недостоинство, видим в нём только недостатки. Задача каждого христианина – изменить свою жизнь. Для того, чтобы научиться служить. К этому сегодня особенно призывает нас Господь. Он говорит, что и Он сам пришёл для того, чтобы послужить каждому из нас.

И наша собственная жизнь должна быть в постоянном служении, служении нашим близким, служении нашим дальним. Служении тем, кого мы знаем и служении тем, кого мы в своей жизни встречаем впервые. Мы должны научиться в своей жизни проявлять милосердие и любовь. Любовь, которую ко всем нам и проявляет Бог. Для этого мы собираемся в храмах, для этого мы соединяемся с Ним – для того, чтобы от Него получить силы преобразить свою жизнь, изменить себя хоть немножко. Во всём этом мы и просим от Бога укрепления, и просим, чтобы Господь никогда не оставлял нас.

И сегодня мы вспоминаем удивительную подвижницу христианской Церкви – преподобную Марию Египетскую. Жизнь этой святой полна противоречий. Если мы увидим то, как преподобная рассказывала о себе старцу Зосиме, как она проводила свою жизнь в юности, и если мы посмотрим на этого человека в преклонном возрасте, то, казалось бы, перед нами два совершенно разных человека. Разных по духу, но на самом деле человек один и тот же. И Господь на примере этой святой показывает каждому из нас – как бы глубоко мы не пали, как бы мы от Бога не старались отвернуться, как бы мы не противились Ему, если в один миг мы захотим, чтобы Он был с нами, и повернёмся к Нему лицом, то Он всегда будет нам помогать. И Он будет преображать нашу жизнь, только если мы готовы сами свою жизнь провести вместе с ним.

Мы просим от Бога укрепления в тех жизненных обстоятельствах, которые сейчас происходят вместе с нами, и надеемся провести это время не только в покаянии и исправлении себя, но и в проявлении добрых христианских чувств и своих способностей по отношению к тем людям, которые сейчас нуждаются в нашей помощи. А в нашей помощи сейчас нуждаются те, кто сейчас не может выйти из своих квартир. И для этого не нужно проявлять какую-то большую любовь и заботу, чтобы посетить человека на другом конце города. Для этого достаточно пройти по этажам своего подъезда и спросить, нужна ли кому-то помощь. Может быть, кто-то не имеет возможности из дома выйти, и мы своим служением и своей помощью можем человеку принести пользу. В этом и будет проявление нашего христианства. В этом и будет проявление нашей веры.

Тогда мы и получим ответ на тот вопрос, который каждый верующий человек должен задать себе: в чём заключается моя вера? Моя вера заключается в служении тем, с кем в своей жизни я встречаюсь.

Аминь.

Comments are closed.