Проповедь в Великий Четверток

Иеромонах Николай (Летуновский)
Великий Четверток. 16 апреля 2020 г

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие сёстры и братья, с Великим Четвертком! Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Господь установил Таинство Святой Евхаристии. И в каждом храме обязательным является изображение воспоминания этого события над Царскими вратами. Всегда, глядя на него, мы вспоминаем, ради чего пришёл в этот мир Христос – ради того, чтобы остаться вместе с нами навсегда. Ради того, чтобы, пролив за нас Свою кровь, дать нам Способ, которым мы можем победить грех. И этот способ – это соединение вместе с Ним.

Всякий раз, приступая к Святой Чаше, мы молимся, чтобы нам соединение со Христом было во оставление грехов и вечную жизнь. Потому что, подходя, осознаём своё недостоинство. Как бы мы не готовились, когда бы мы не исповедовались, подходя к Чаше, всё равно понимаем, что мы с Богом соединяемся недостойно, и только милостью Его, только Его любовью Он не попаляет нас в этом соединении с Собой. Он даёт нам силы, для того, чтобы мы могли победить в своей жизни грех. И всякий раз перед Чашей мы молимся и вспоминаем удивительным образом двух людей. И вспоминаем не каких-нибудь праведников, которые в истории Церкви оставили значимый след, но всякий раз перед Чашей вспоминаем Иуду и вспоминаем разбойника, который покаялся.

Все мы знаем, что Иуда был одним из ближайших учеников Христовых. У Христа было несколько, если так можно выразиться, кругов учеников. Было 12, было 70, были и иные, которые считали себя Его последователями, учениками, и Иуда был одним из ближайших, одним из 12-ти учеников, которые на протяжении почти трёх лет Христа сопровождал в Его передвижениях по Святой земле, который был свидетелем многочисленных чудес, которые совершал Господь. Человека, который имел и особое послушание среди 12-ти: он носил те деньги, которые люди жертвовали для Христа, и он ими распоряжался по указанию Спасителя.

И это человек тот, которому до конца его жизни Господь оставляет возможность покаяться и измениться. И, несмотря на то, что Господь знает путь, которым он идёт, знает – тот, кто будет его предавать, он вместе со всеми возлежит на вечере. Он всем им, включая Иуду, умывает ноги, призывая его к покаянию. Он позволяет ему участвовать в Таинстве Евхаристии, преподавая ему хлеб и вино во образ Своего Тела и Своей Крови. Но ничто из этого не может изменить окамененное сердце Иуды.

И всякий раз перед Чашей мы вспоминаем другого человека –разбойника, о котором мы мало что знаем, но знаем только последние моменты его жизни. Этот человек был осуждён на смерть так же, как и Христос. Более того, этот человек, когда он висит на кресте, признаёт, что он достойно осуждён на смерть. Значит он жил так, что его к смертной казни приговорили по его делам. И этот человек всю свою жизнь Христа не знал. Никогда, наверно, не слышал Его слов и никогда не был свидетелем того, что Он делал. Но в последний момент удивительным образом, видя мучения Праведника, его сердце изменяется. И, обращаясь к Нему, он говорит: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Своё Царство». (Лк. 23,43) И разбойник оказывается первым, кого Господь вводит туда.

Мы вспоминаем, дорогие братья и сёстры, этих двух людей совершенно не случайно. Потому что мы в своей жизни должны всегда избирать жизнь с Богом. И, в какие бы грехи мы не уклонялись, как бы низко мы не падали, Господь оставляет нам путь для покаяния и для изменения себя. Господь говорит нам о том, что и в последний момент своей жизни, Он может нас принять и, как в Евангелии написано, из последних сделать первыми. (Мф. 19,30) Но без нашего усилия, без наших трудов, без нашего желания быть вместе с Ним, Бог насильно вместе с нами не будет.

И всякий раз, приступая к Его чаше, мы вспоминаем, какой ценой куплено наше искупление, что для этого сделал Бог. И всякий раз в своей жизни должны стараться избирать жизнь правильную – жизнь без греха, жизнь со Христом, жизнь, в которой мы являемся воинами, которые меняют себя. Которые борются с самими собой для того, чтобы произвести необходимое в нас изменение. И те обстоятельства, в которых мы сейчас находимся, особенно дают нам возможность почувствовать, осознать и переосмыслить то, что Бог нам даёт и то, что мы воспринимаем как должное и как естественное.

Для большинства верующих невозможно сегодня причаститься. Это указание на то, чтобы они ещё больше ко Христу стремились. Чтобы они ценили тот Дар, который Бог даёт им. Как часто мы, священники, призываем верующих к тому, чтобы они в период Страстной седмицы особенно активно и дерзновенно участвовали в Богослужениях и приступали к Святой Чаше. И как редко видим отклик на наши призывы. И как отрадно, что сейчас у людей меняется сознание. Пусть вдалеке от храма, пусть находясь дома, но люди начинают ощущать и понимать, насколько им важна Церковь. Насколько им нужно богослужение, насколько без Христа их жизнь кажется им бессмысленной и пустой.

Дай Бог, чтобы всё это понимая и осознавая, мы в своей жизни всегда выбирали путь к праведности, путь вместе с Богом. Этот путь трудный, этот путь каждому из нас готовит различные неожиданности, этот путь, в первую очередь, – путь несения своего креста. Апостол Павел в послании к Галатам говорит о себе так: «Я язвы Господа моего на теле своём ношу». (Гал. 6,17) Господь никому из нас не обещает благоденствия, здравия, спокойной и безмятежной жизни, не обещает нам каких-то высот, достижений. Он обещает нам, что Он будет вместе с нами. (Мф. 28,20) А Его близость к нам всегда связана с состраданием, всегда связана с тем, что мы будем иметь такую же участь, такую же судьбу, как в этом мире имел Христос: непонимание, отчуждение, оплевание, предательство, – и это участь каждого христианина.

Но это не пугает нас, потому что Бог всегда вместе с нами. Он нас укрепляет, Он нас вдохновляет, и Он даёт нам силы, чтобы перенести все те испытания, которые нам и посылаются для того, чтобы исправить нас, для того, чтобы наше окаменённое сердце и нашу чёрствую душу умягчить. Для того, чтобы исправить нас, никакие другие методы, никакие другие способы, кроме нашего страдания, к сожалению, нам не помогают. Потому что только в них мы чувствуем близость Божию, только в них мы чувствуем свою немощь, только в них мы чувствуем, как мы без Бога прожить не можем.

Дай Бог, чтобы наша жизнь и была на это направлена, чтобы мы всегда жили в осознании того, что Господь рядом, а мы должны к нему стремиться и должны быть достойны той любви, которую Он и принёс всем нам.

Аминь.

Comments are closed.