Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

Священник Евгений Савин.

Всенощное бдение. 21 марта 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Вот уже прошло две недели Великого поста, и все мы, находясь в нём, трудимся и подвизаемся, но для чего мы это делаем? Для чего этот подвиг воздержания мы в своей жизни предпринимаем? Если посмотрим на самих себя со стороны, то увидим, что какими мы были до поста, такими остаёмся и сейчас. Как наши мысли во время молитвы думали не о Боге до начала Великого поста, так и сейчас они, наши мысли, постоянно от нас уходят во время молитвы. Как мы расслаблялись, так мы и продолжаем расслабляться. Как мы завидовали, так мы и продолжаем завидовать.

И, казалось бы, нам в нашей жизни пост не даёт никаких изменений. Но это не совсем так. Нас от Бога отделяет грех, нас от Бога отделяет та стена из греха, которую мы сами между собой и между Ним выстраиваем. И грех пронизывает всю нашу жизнь. Мы не можем себе представить нашу жизнь, которая бы была исполнена святости и благочестия. Мы не можем представить свою жизнь без греха. К сожалению, и этот грех, который духовно поражает нашу душу, если мы его сравним с какой-то болезнью, которая поражает тело, то увидим, что грех (в духовном понимании) вобрал в себя все качества самых страшных болезней.

Этот грех наследственный. Этот грех мы получили не только от своих родителей, но и от праотцов, от самих Адама и Евы мы получили склонность ко греху. Как они некогда Бога ослушались и решили жить без Него, так и мы в своей собственной жизни продолжаем стремиться жить без Бога. Этот грех инфекционный, потому что мы, глядя друг на друга, общаясь друг с другом, от этого греха заражаемся. Этот грех калечит нашу душу, так же как наши жизни калечат какие-то переломы, и мы от них страдаем, но тем не менее с ними продолжаем жить.

Что же тогда нам делать? Неужели унывать и отчаиваться? Конечно, нет. И сегодняшнее евангельское чтение, которое мы с вами, дорогие братья и сёстры, слышали, оно нас особенно вдохновляет. Вдохновляет нас тем рассказом, который и звучал сегодня за богослужением.

Когда Христос находился в городе Капернаум, то он проповедовал в одном из домов. И множество людей пришли для того, чтобы послушать Его. Этих людей было настолько много, что войти в этот дом уже было невозможно. Но был некий болящий человек. И болезнь его была весьма тяжёлой и страшной ­– он был парализован. Он не мог никак двинуть ни единым членом своего тела. У этого человека были друзья, которые, когда узнали, что Христос проповедует в этом селении, то положили своего друга на носилки и понесли его к тому месту, где был Христос. И когда они его принесли, то увидели, что зайти внутрь они не могут. Потому что множество людей не только в доме, но и снаружи пытаются услышать то, что говорит Христос. И тогда эти люди забрались на крышу. А на востоке, как вы знаете, во времена Христа крыши были плоскими, крыши были лёгкими из соломы. И разобрав эту крышу, они на верёвках к ногам Христа спустили на носилках своего больного парализованного друга. И тогда Христос, видя их веру, сказал этому больному человеку: «Тебе прощаются грехи твои». (Мк. 2,1-5)

Вот посмотрите, как удивительно, этот больной парализованный человек никак не может выказать своё желание измениться. Он не может ни сказать, он не может ни двинуть ни руками, ни ногами, – он лежит абсолютно недвижим. И Христос прощает ему грехи. Почему прощает грехи Христос? И вот здесь Евангелие очень чётко и ясно говорит нам, видя веру тех людей, которые его принесли, Христос прощает ему грехи.

Так же и мы, дорогие братья и сёстры, надеемся в своей собственной жизни не на свои силы. А надеемся мы на силу Святой Церкви, в которой мы находимся. Здесь мы все вместе объединены во единое Тело Христово. Здесь молимся и мы, и молятся Небесные силы. Молятся и ангелы, и множество святых, которые перед Богом. И мы понимаем, что в нашей жизни греха так много, что мы сами, наверное, никогда не справимся с ним. Но мы не унываем, потому что мы знаем, что мы едины вместе с теми, в жизни которых есть и святость, и благочестие.

И, может быть, и мы в своей собственной жизни подобно этому больному человеку, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, услышим от Бога те же самые слова: «Прощаются тебе твои грехи». Не потому что ты такой хороший, не потому что ты так усердно трудился, не потому что ты так сделал много, а потому что у тебя есть друзья, вера в Бога которых была гораздо сильнее и крепче. И мы в своей жизни и надеемся на таких людей, которые являются нашими молитвенными предстателями и помощниками. Мы надеемся на то, что если не мы сами, то хотя бы по их молитвах, по их вере, по их предстательству Бог нас простит и нас услышит.

И когда Христос этому больному человеку произнёс слова о прощении ему грехов, то те люди, которые находились вместе с ним в доме, начали роптать и говорить: «как Он может говорить такие слова? Кто может прощать грехи, кроме Бога?» И тогда Христос, зная их мысли, обращается к ним и спрашивает их: «Ответьте мне, что проще сказать парализованному человеку: прощаются тебе твои грехи, или встань и ходи?» (Мк. 2,6-9)

И если мы подумаем, то конечно поймём, что гораздо проще сказать – прощаются тебе твои грехи. Потому что никто этого видеть не может. Никто это по исследовать не может. Никто не может знать, простились или не простились. «Но, – продолжает Спаситель, для того, чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, – обращаясь к больному, говорит, – а тебе говорю, встань, возьми свои носилки и ходи». И на глазах у всех тех людей, кто находился в доме, больной встаёт на собственные ноги, после долгих лет лежания и начинает ходить. И все те, кто это видит, исполняются благоговения и трепета. И говорят о том, что великий пророк посетил их. (Мк. 2,10-12)

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сёстры, нас вдохновляет и поддерживает наши подвиги Великого поста. Оно нам показывает, что мы не одиноки. Оно нам показывает, что помимо наших братьев и сестёр во Христе, которые стоят рядом с нами бок о бок, есть ещё и близкие нам и дорогие для нас святые. И наша жизнь меняется не только нами самими – наша жизнь меняется по вере тех, наша жизнь меняется по предстательству тех святых, в которых мы верим, и к которым мы обращаемся.

Наша душа так же, как этот парализованный человек, недвижима. Если мы спросим, а что значит парализованная душа? Как душа может шевелиться? А навыки души – они духовные. Это умение молиться, это умение видеть боль близкого человека, это умение сострадать. Это умение не проходить мимо нуждающегося. Спросим себя самих, есть ли в нашей душе все эти навыки? И если посмотрим на себя со стороны, то увидим, что оказывается наша душа парализована так же, как тот больной. Что она сама не в состоянии ничего делать, что, вроде бы хочет, вроде бы стремится, вроде бы желает, но на самом деле не может ни молиться, ни поститься, ни благочестиво жить, ни крепко верить в Бога. И не может жить без Него. И она нуждается в таких же близких людях, которые бы позаботились о ней.

И мы знаем, что мы для Бога не равнодушны, что мы Богом любимы. Мы знаем, что вместе с нами в лоне Святой Церкви молится и множество святых, которые перед Богом ходатайствуют за нас. Которые просят Бога за нас, чтобы Он нас простил. Потому что мы не в состоянии исправить себя. Но, несмотря на нашу слабость, несмотря на нашу немощь, на нашу греховность, Бог ждёт от нас каких-то действий. Бог ждёт, чтобы мы нашу веру в чём-то проявили. Бог ждёт, чтобы наша жизнь была жизнью христианской, жизнью человека, верящего в Бога. А когда мы в Бога начинаем верить, мы неизбежно начинаем Ему подражать. Мы хотим быть похожими на Него. Мы хотим, чтобы в нашей жизни было хоть что-то такого, что было в жизни самого Христа.

Всё это понимая и осознавая, все мы, дорогие братья и сёстры, нуждаемся в поддержке друг друга. Все мы нуждаемся в духовном укреплении. И, дай Бог, чтобы в нашей жизни были такие друзья, как у этого евангельского больного. Чтобы нашу парализованную, израненную, немощную душу хоть кто-то мог принести и опустить к стопам Спасителя. Чтобы мы и от Него услышали эти вдохновляющие благословенные слова о прощении наших грехов. Не потому, что мы сами этого достойны, а потому что есть те, по вере которых Бог действует в нашей жизни.

Дай Бог, чтобы у нас было так, как мы слышали сегодня в Евангелии. Дай Бог, чтобы мы в своей жизни находили силы, – силы друг друга поддержать, силы друг за друга молиться. Силы, видя нестроение, немощь или какие-то скорби в жизни близкого человека, не пройти мимо, не остаться равнодушным, не остаться безучастным, а делать так, как те люди, о которых мы сегодня в Евангелии слушали. Помочь тем, что мы можем сделать.

Размышляя над всем этим, дорогие друзья, будем понуждать себя. Великий пост ещё впереди, ещё четыре недели великого поста, и у всех у нас есть возможность для того, чтобы свою жизнь поменять. Для того, чтобы трудиться. Для того, чтобы Священное Писание не только слышать, но воплотить в своей собственной жизни.

Аминь.

Comments are closed.