Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

Иеромонах Николай (Летуновский).

Литургия. 22 марта 2020 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры с Крестопоклонной Неделей! Святая Церковь в дни Великого поста особенно обращается к нам для того, чтобы нас встряхнуть от нашего греховного сна. Для того, чтобы пробудить нас и показать, что для нас самое ценное и самое главное.

Какое великое звание – называться человеком! Бог создал нас по своему образу и по своему подобию. И одно из наших подобий, то есть похожестей на Бога, заключается в том, что Бог нам даровал бессмертную душу. И мы живём с вами как бы в двух мирах. Наше тело подчиняется всем материальным законам, но у нас есть и бессмертная душа, которая Богом нам дана и которая к Нему уйдёт. И в нашей жизни каждый человек имеет ещё одну похожесть на Бога. И эта похожесть заключается в том, что мы свободны: Бог никого из нас не неволит и не заставляет делать что-либо. Некогда даровав каждому из нас жизнь, Бог даёт нам абсолютную свободу выбора. Выбора между добром или злом. И каждый человек в своей жизни такой выбор обязательно делает.

Но Бог призывает нас для того, чтобы мы были на Него похожи ещё больше. Чтобы мы были на Него похожи в самом главном качестве, которое у Него есть – в любви. И эта любовь она всегда может быть только свободной. Потому что заставить кого-то любить невозможно. Давая нам эту свободу, Бог говорит нам, что Он любит нас такими, какие мы есть. Он приходит к нам грешным и недостойным, Он призывает нас немощных и порочных, чтобы мы пришли к Нему. И Бог любит нас в нашем любом состоянии.

Но Бог ждёт от нас, чтобы мы на Его любовь ответили. А какая же она – Божия любовь к человеку? Сегодня в Священном Писании мы слышали такие слова: «Что пользы человеку, если он приобретёт для себя весь мир, а душе своей навредит?» (Мк. 8,36) Давайте посмотрим на себя, дорогие друзья, со стороны. О чём прежде всего мы просим у Бога, что мы хотим от него получить? И, если мы будем честными по отношению к самим себе, то увидим, что в первую очередь мы просим у него здоровья, благополучия, успеха, счастья, здоровья нашим близким, решения каких-то забот и сложностей, которые в нашей жизни бывают. И об этом больше всего болит наше сердце и болит наша душа.

И меньше наше сердце переживает за вечное. Меньше наше сердце переживает за духовное. И, даже если мы не обращаемся к Богу с такими просьбами, то всегда отдаём предпочтение и приоритет тому, что нам ближе и дороже. Тому, что нужно решить именно сейчас в данный момент нашей жизни. И всё вокруг нам подсказывает, и вокруг нам постоянно навязывают лозунги, которые совершенно далеки от христианского понимания мира.

Мы используем это светлое и, можно сказать, святое слово «любовь» для обозначения вещей совсем других. Мы любим поесть, мы любим поспать, мы любим хорошо одеться, мы любим, когда о нас хорошо говорят, мы любим, когда к нам хорошо относятся. И, говоря «любовь», мы всё время подразумеваем в центре всех обстоятельств только самих себя. Всё вокруг крутится вокруг нас, когда мы говорим про свою любовь.

Но любовь Божественная – она другая. Любовь Божественная – это когда мы умеем отдавать, когда мы эту любовь, которая есть в нашей жизни, делим и отдаём тем, кому она нужна больше, чем нам самим. Любовь Божественная – это любовь жертвенная, это значит отдача себя до последнего. И Крест, который сегодня лежит посередине храма, это не просто символ Божественной любви ­– это суть Божественной любви: любить так, чтобы отдать себя до последнего, отдать свою жизнь ради того, кому это нужнее. И в Священном Писании мы встречаем такие слова: «Нет больше той любви, если кто душу свою отдаст за друзей своих». (Ин. 15,13)

Сегодня Крестопоклонная Неделя, и мы поклоняемся Символу и сути Божественной любви – Кресту, на котором был распят Спаситель. Он пришёл сюда для того, чтобы не просто научить нас жизни, Он пришёл сюда для того, чтобы показать, как мы Ему дороги и как мы Ему милы. Мы грешные, недостойные, порочные, всё время отворачивающиеся от Него Ему дороги! И Он доказывает это не только Своей жизнью, но и Своей смертью, умирая за каждого из нас. Освобождая нас от той клятвы, от проклятья и от ответственности, которую мы должны бы были нести за свои собственные грехи.

Бог освобождает нас от этого и открывает для нас райские двери, чтобы мы могли быть вместе с Ним. Вот такая она, Божественная любовь к человеку. Любовь, когда Бог говорит, что любит каждого из нас так, что умирает за каждого из нас. И не только за святого, но и за грешника, и не только за знающего Бога, но и за человека, который, может быть, о Нём ничего не слышал. Но каждый из нас, как Его любимое и самое совершённое создание, для Него ценен. И так, несмотря на то, что в раю человек, совершив грех, уклонился от Бога, помыслил, что он может быть самостоятельным без Него, Бог всё равно от Своего создания и творения не отворачивается. Бог призывает нас к Себе. Бог желает, чтобы та любовь, которую Он показал и проявил к нам, чтобы она была в нашей жизни. Чтобы она возрастала и укреплялась в нас. Чтобы мы, наконец, начали жить, забыв о себе.

Что значит забыть о себе? Сегодня в Евангелии мы тоже слышали такие слова: «Если кто хочет следовать за Мной, пусть отвержется себя, возьмёт крест свой и следует за Мной». (Мк. 8,34) А что же значит – отвергнуться себя? Отвергнуться себя – это значит отвергнуться греха, который есть в нашей жизни. Мы – Божии создания, мы – Божии дети. И грех не свойственен Богу. Грех сотворён нами, людьми, мы внесли его в этот мир. Мы обильно и активно распространяем его по всей земле. Отказаться от себя – это значит отказаться от жизни во грехе. Потому что это – не Божие, потому что и в нашей жизни греха быть не должно. Если мы попробуем сделать так, то поймём, как Бог близок нам и как Он откликается на нашу молитву.

Святая Церковь особенно в дни Великого поста напоминает нам о том, как Бог нас любит. Бог любит нас, умирая за нас. Бог любит нас и присылает для нас Своего Сына. Бог говорит о том, что Он хочет каждого из нас видеть в своём Небесном Царстве. И для этого Он даёт нам способ, которым мы грех в нашей собственной жизни можем победить. И этот грех может быть побеждён нами только тогда, когда в нашей жизни будет похожесть на Бога. Похожесть на Бога в той любви, которую Он проявляет к нам; когда мы будем жить жертвенно, отдавая себя остальным.

И это отдавание заключается не только в том, что я отдаю нечто материальное. Мы можем отдавать людям, которые находятся рядом с нами, наше сострадание. Наше сострадание, наше внимание, нашу заботу о них. Мы можем отдавать людям своё время, посвящая свою жизнь им. Если в центре нашей жизни будет лежать Крест Христов, то Он постоянно нам будет напоминать вот об этой жертвенной Божественной любви к каждому из нас. И, напоминая нам об этом, Он будет заставлять и нас самих преображаться меняться, чтобы мы на Бога были похожи.

А мы находимся как будто в греховном сне. Мы предпочитаем постоянно жить так, как мы любим. Мы не хотим что-то в своей жизни поменять, потому что это для нас тягостно, это нам болезненно, это всё время нас в чём-то ограничивает. А мы говорим себе: нет, конечно, с Богом жить хочется, но я по-другому не могу, не умею, а если честно, то не хочу.

Святая Церковь призывает нас от нашего греховного сна проснуться. И пойти навстречу своему Создателю. Услышав призыв Божий, будем следовать за Тем, Кто показал, как Он любит нас, умерев самой позорной и смертью недостойного человека на кресте. Будем понуждать себя меняться, будем заставлять себя, как бы это не было тяжело. Потому что другого пути для спасения у нас нет. И наше спасение лежит через несение нашего собственного креста. Бог даёт нам те или иные жизненные обстоятельства. И в этих обстоятельствах мы можем идти двумя путями: сопротивляться им, видя в них некое искушение и соблазн, борясь с тем, что нас окружает; и есть другой путь – когда в этом видим Промысел, то есть особую заботу Божию о человеке. Пусть нам непонятную, пусть кажущуюся нам несправедливой и необъяснимой, но заботой.

И если мы в той жизни, которой мы живём, видим Божий промысел, если всегда во всех обстоятельствах нашей жизни мы чувствуем, что это посылает нам Бог, то наша жизнь будет меняться. Но для этого нам необходимо изменить образ своего мышления. Для этого нам нужно Бога почувствовать, к Богу стремиться, хотеть быть вместе с Ним. Наше стремление к Богу выражается в постоянной работе над собой.

Сегодняшнее Священное Писание, которое мы слышали за богослужением, заканчивается словами, которые говорит Христос: «Тот, кто постыдится меня и моего слова, вот в этом роде прелюбодейном и грешном, того и постыдится Сын Человеческий, когда придёт Посланник со святыми ангелами». (Мк. 9,1)

Не стыдимся ли мы в своей обычной жизни Бога? Не боимся ли мы перекреститься? Не боимся ли мы быть другими, не боимся ли мы не лгать? Не боимся ли мы не озлобляться? Не боимся ли мы не осуждать? Или мы хотим быть такими как все, стыдясь Креста, показывая это своей жизнью?.. Господь предупреждает нас о том, что наша жизнь должна быть жизнью в Боге. И если мы хотим в жизни вечной быть вместе с Ним, то и здесь на земле мы должны для нашей души проявить такие качества и навыки, которые мы могли бы перенести в жизнь вечную. Чтобы наша встреча с Богом оказалась для нас долгожданной, чтобы наша встреча с Богом оказалась для нас радостной.

А когда мы начинаем размышлять о кончине нашей жизни, то мы боимся её, мы боимся встречи со своим Творцом. Мы боимся встречи с Тем, Кто любит нас так, что умер за нас. Мы её боимся, потому что мы видим несоответствие нашей жизни тем требованиям, которые Он предлагает нам. Мы боимся этой встречи потому что мы понимаем, что по-настоящему не любим Его, не следуем за Ним. А если бы любили и следовали, то менялись бы, делали бы свою жизнь другой жизнью, похожей на жизнь Христа.

Помня всё это и понимая всё это, будем понуждать себя, будем заставлять себя, чтобы крест, который каждый из нас носит на своём пути, для нас был бы смыслом нашей жизни. Чтобы он постоянно подвигал нас не только к памятованию о Боге, но и к исправлению себя. Чтобы он помогал нам удержаться от греха. Чтобы он помогал нам исправиться и прийти к Тому, Кто нас любит и ждёт.

Аминь.

Comments are closed.